Календарь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 13 1
week 14 2 3 4 5 6 7 8
week 15 9 10 11 12 13 14 15
week 16 16 17 18 19 20 21 22
week 17 23 24 25 26 27 28 29
week 18 30

Погода в Симферополе

An error occured during parsing XML data. Please try again.

Вход в музей



Глазунова С.А.

Художественная жизнь Симферополя (ХХ век).

Художественная жизнь Симферополя в самом ее начале пока не описана. Наш город начал стремительно расти и развиваться с 70-х годов Х1Х века, открытие храмов, учебных заведений, библиотеки, театра, музея древностей и естественно-исторического музея уместились в относительно небольшой период, но художественных музеев и галерей в этом списке нет. Знаменитые художники не жаловали столицу Крыма: Айвазовский осветил своим именем Феодосию, Ялта стала творческой дачей и местом встреч многих звезд русской живописи рубежа веков (Васильев, Куинджи, Репин, Коровин, Серов, Поленов и др.), чуть позже Волошин в Коктебеле создал свой Дом поэта. Симферополю оставался удел ворот Крыма.

Эммануил Магдесиан (1857-1908), возможно, один из первых стал развивать галерейную жизнь Симферополя.  Ученик Айвазовского, он проживал на Долгоруковской улице.magdesyan В своей мастерской Магдесиан устроил галерею, открытую для посещения, предоставляя публике любоваться маринистической живописью собственного исполнения. Как и подавляющее большинство учеников Айвазовского, он не стал профессиональным живописцем, творчество его не ровно, в нем есть как черты наивной детализации и сухости, так  и опыты широкого динамичного письма. В коллекции Симферопольского художественного музея есть произведения, представляющие эти две стороны творчества художника. Изучением жизни и творчества Эммануила Магдесиана активно  занимается Армянское общество Крыма, они собирают его работы, проводят выставки.

После революции и гражданской войны, в располагавшемся неподалеку от мастерской Магдесиана репрезентативном особняке Офицерского собрания 51 пехотного Литовского полка,  был открыт Художественный отдел Центрального музея Тавриды.  Его фонды были сформированы из экспроприированных ценностей  разоренных советской властью дворцов и усадеб Крыма. Сюда поступили произведения живописи, графики, скульптуры, а также мебель, посуда. В 1937 году этому собранию был придан статус галереи. В коллекции были представлены крупнейшие мастера  отечественной живописи  Брюллов, Репин, Серов, а также зарубежные художники.  Во время эвакуации в 1941 году собрание Симферопольской картинной галереи было утрачено.           

                                                                                                                                        Важным событием в жизни города стал приезд (около  1921 года) академика батальной живописи Н.С.Самокиша. 

 

samokish

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позже мастер создал студию, где занимались живописью молодые художники довоенной поры.  Ученики трудились над созданием батальных композиций с участием кавалерии, рисовали с натуры любимых академиком лошадей. В мастерской Самокиша учились Яков Басов, Мария Новикова, Михаил Рыбников,  евпаториец Юрий Волков и другие, известные впоследствии крымские художники. Здесь  же начинали свое творчество Амет Устаев, Талаев, Абселямов. На основе мастерской Н.С.Самокиша впоследствии было создано Крымское художественное училище. Н.С.Самокиш остался в Симферополе во время фашистской оккупации. Немецкие военные часто посещали мастерскую пожилого художника. Его антифашистские плакаты вызывали у них смех – на одном из них «Бей врага!» конный красноармеец лихо рубит шашкой оккупанта, вооруженного автоматом и гранатами. Самокиш умер в январе 1944 года. Теперь именем художника названа улица, где он жил.  Его ученик Михаил Рыбников был репрессирован в послевоенные годы и умер в тюрьме. Дочь Рыбникова стала искусствоведом, много писала о Самокише, подготовила к изданию книгу о художнике. Леонарда Михайловна  всю жизнь проработала в Симферопольском художественном музее, в ее трудовой книжке была только одна запись.

В 1937 году постановлением Совета Народных Комиссаров Крымской АССР  студия Самокиша была преобразована в Государственное среднее художественное училище им. Академика Н.С.Самокиша. Первым деятельным организатором училища стала Е.М.Маркова. Училище пережило Великую Отечественную войну. В 50-ые в Симферополь из ведущих художественных ВУЗов СССР на преподавательскую работу были направлены лучшие выпускники – так крымскими художниками, симферопольцами и педагогами стали Валентин Бернадский, Федор Захаров, Виктор Апанович, Николай Бортников и другие. Они пришли преподавать в Крымское художественное училище и сделали его одним из лучших в стране. Созданной тогда репутацией училище пользуется и сейчас, являясь серьезной школой для начинающих художников.

13 февраля 1940 года Управление по делам искусств Крымской АССР своим указом создает Союз советских художников Крымской АССР. Тогда в оргкомитет Союза вошли Я.Бирзгал, Н.Самокиш, Н.Барсамов, А.Устаев, М.Рыбников, В.Спичак. Первая выставка нового художественного объединения была посвящена 20-летию освобождения Крыма от врангелевцев.   Во время Великой Отечественной войны многие крымские художники погибли, участвуя в антифашистском подполье. Среди них Николай Барышев руководитель группы «Сокол», казненный вместе со своими товарищами. После освобождения Крыма в 1944 году Союз художников возобновил свою деятельность. В разные годы председателями его Правления были Я.П. Бирзгал, К.П.Прохоров, Л.В. Лабенок, В.Д. Д.Бернадский и другие ведущие художники Крыма. В 60-80-е годы   интерес к официальному искусству активно поддерживался государством. В этот период Крымское отделение Союза художников стало играть в культурной жизни города значительную роль. Это время  расцвета социалистического реализма, монументализма и тематической картины, время масштабных выставок, развернутых откликов прессы и многолюдных открытий. Союз сохранил себя и  в годы распада, оставаясь самой стабильной творческой организацией. В 1999 году Союз художников Крыма стал Крымской организацией Национального Союза художников Украины.

В послевоенные годы Симферопольская картинная галерея восстанавливается. Ее фонды формируются заново в основном за счет передачи произведений искусства из крупнейших музеев СССР – Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского  музея. 7 ноября 1966 года галерея обрела статус музея и таковым является до сих пор. К 70-м годам Симферопольский художественный музей стал центром научно-исследовательской, просветительской  работы в области истории и теории искусств, а также местом проведения больших выставок крымских художников. В эти годы музеем руководила Роза Дмитриевна Бащенко, кандидат искусствоведения, автор монографии о К.Ф.Богаевском, она собрала научный коллектив, проработавший в неизменном составе почти полвека.

В 1984 г. директором музея стала Наталья  Даниловна Дьяченко, под ее руководством научный коллектив музея восстановил историю коллекции, музей стал центром синтеза искусств, а также местом  встреч и общения музейщиков всего Крыма.

В 80-90 годы научный коллектив музея начал изыскания архивных документов и выяснение обстоятельств гибели довоенной коллекции. Вели эту работу реставратор музея Наталья Федоровна Грищенко и зав. экспозиционным отделом Галина Исааковна Федотова. Ими были обработаны сотни единиц хранения в архивах Симферополя, Москвы, Ленинграда. Результатом стало составление каталога утраченных ценностей и  раскрытие обстоятельств формирования современной коллекции музея. В том числе тот факт, что 77  ее экспонатов   находились в довоенном собрании и, в послевоенные годы, разными путями вернулись в музей.

Особую страницу вписала в историю музея музыковед Майя Михайловна Гурджи. Она   стала вдохновителем и организатором тематических художественно-музыкальных вечеров в музее. Это были концерты классической музыки или хорового пения, объединенные содержательно с лекцией по истории искусства и демонстрацией произведений живописи и графики. Вечера собирали многочисленную публику и, создали целую группу постоянных посетителей - «друзей музея». На многие годы  Симферопольский художественный музей стал центром художественного просвещения, местом встреч людей любящих  изящные искусства, а музыканты города открыли для себя новую площадку - в экспозиции музея стали проводиться концерты, музыкальные и поэтические конкурсы.

В 2001 г. в Симферопольском художественном музее был открыт клуб «Атриум» по инициативе Сергея Александровича Дружинина – собрания в этом клубе были также тематическими вечерами, где основной доклад организатора поддерживали специально подобранная выставка, музыкальный номер, инсталляция, перфоманс.

В 1966 году в музей пришел Р.Т.Подуфалый – ведущий крымский искусствовед, вдохновитель основных направлений работы музея  на протяжении 40 лет. podufaliy

Одним из результатов деятельности Рудольфа Трофимовича на должности научного руководителя музея стали  создание коллекции крымского искусства и Крымский зал. Здесь же был открыт раздел со сменной экспозицией, куда помещались работы современных крымских художников, часто это были приглашенные с персональных выставок работы, позволяющие выйти за рамки музейной коллекции, рассказать о современной ситуации в крымском искусстве. Работа с крымским залом собрала одну из самых полных картотек крымских художников, рассказывающих о творческих судьбах наших классиков и современников. Крымская коллекция и Крымский зал - уникальный опыт в работе музеев нашего полуострова.

По  инициативе Рудольфа Трофимовича были организованы Искусствоведческие чтения -  ежегодная научно-практическая конференция, проводимая музеем с 1996 г. Он сам был неизменным участником конференции, вынося на обсуждение теоретические вопросы искусствознания, планируемые и уже воплощенные музейные проекты. Конференция была возможностью встреч и взаимного общения крымских музейщиков.

Настоящим праздником для художников, искусствоведов и зрителей стал еще один проект, задуманный и претворенный в жизнь Рудольфом Трофимовичем – Бьеннале камерной акварели Крыма. Это событие можно  назвать  фестивалем, принять участие в котором, были рады даже те, кто акварелью не писал, и обращались к этой технике только ради участия в выставке. Бьеннале собирала около ста участников, более 400 работ, открывала новые имена и новые ракурсы творчества уже известных мастеров, объединяла любителей и профессионалов. Интригу подогревала конкурсная основа Бьеннале, призы, поздравления, каталог со вступительной статьей автора и вдохновителя проекта. Для зрителей проводилась лотерея по входным билетам. Бьеннале было праздником  искусства, что само по себе редкость в наши краях.

Рудольф Трофимович Подуфалый стал первооткрывателем и исследователем творчества Михаила Казаса –  севастопольского художника, достойного стать в один ряд с крупнейшими мастерами рубежа веков, гениального рисовальщика, иллюстратора мировой и отечественной литературной классики, портретиста.

Еще одним открытием Рудольфа Трофимовича стало творчество Анатолия Александровича Козлова, поселившегося в Симферополе в послевоенные годы и работавшего в жанре пейзажной акварельной миниатюры. Собственно из почитания творчества Анатолия Козлова выросла идея масштабной, проводимой раз в два года выставки Бьеннале камерной акварели Крыма.

Рудольф Трофимович автор широкого курса лекций и исследований в области истории и теории искусств, монографических очерков и статей. Одна из немногих опубликованных его работ - книга «Лабиринты цвета» (2002 г.), о творчестве симферопольского художника Василия Трусова, является уникальным опытом в крымском искусствознании, и демонстрирует мировой уровень анализа,  постановки проблем и  толкования мотивов творчества художника 21 века. Глубоко творческий человек и высокий профессионал, степень владения предметом которого соответствовала высшим стандартам специальности, Рудольф Трофимович Подуфалый ушел из жизни в декабре 2008 года.

В 80-е годы рядом с официальным искусством Союза художников формируется нелегальное и преследуемое по идеологическим соображениям, а потому популярное искусство андеграунда. 19 марта 1987 года 12 свободных неформалов  в фойе Симферопольского музыкального училища открыли выставку «Эксперимент». Выставка имела успех у публики и стала событием своего времени. Сразу после ее окончания было решено создать Крымское товарищество современного искусства, как альтернативу государственным структурам в области искусства.krimskoye_tovarischestvo_sovremennogo_iskusstva

 Перед Товариществом были поставлены задачи: возрождение утраченных связей с традициями авангарда начала 20 века; возврат из забвения имен деятелей культуры; пропаганда современного отечественного и зарубежного искусства. На несколько лет Товарищество стало модным динамичным выставочным объединением, в работе которого участвовали не только художники, но и поэты, музыканты. В Осенней выставке КТСИ 1991 года,  проводимой в Краеведческом музее, участвовали 76 человек.  1990-1991 годы были звездными в истории Товарищества. На волне перестройки и выставочного бума крымские художники успешно экспонировались в ЦДХ, Манеже и Олимпийском в Москве, в Петербурге, Гейдельберге (Германия), публиковали репродукции своих произведений в «Огоньке», «Юности», «Смене», их столичные выставки сопровождались качественными объемными каталогами московского издания. Создателями и активными участниками объединения были Дмитрий Филов, Георгий Коганошвили, Сергей Турдыбеков, Виктор Бабанин, Василий Трусов. К середине 90-х годов объединяющий момент Товарищества постепенно утратил свою актуальность, и его участники разошлись своими путями.

В 1992 г. в Симферополе создан Крымско-татарский музей искусств, в 1999 году ему присвоен статус Республиканского.  Это поликультурный проект, собирающий артефакты, связанные со всеми проявлениями творчества крымско-татарского народа: от металлической бытовой посуды, тканей, керамики до станковой живописи, графики, а также фото и киноматериалов, рассказывающих о музыкальной, театральной, литературной жизни татар в Крыму и за его пределами. Позже в состав музея вошел Музей дважды Героя Советского Союза Амет Хан Султана и на правах отдела создан музей искусства ислама.  На данный момент собрание насчитывает более пяти тысяч единиц хранения. Недавно музей отметил пятнадцатилетие, грустным лейтмотивом которого была неразрешенная проблема помещения для этой, несомненно,  ценной и многообразной  коллекции.

Попыткой создать независимую арт-галерею на коммерческой основе была, работавшая во второй половине 1990-х годов в Симферополе, галерея КЭП. На несколько лет она стала престижной выставочной площадкой Симферополя, одним из клубов крымской богемы и гостей полуострова. Увы, жизнь этого проекта была непродолжительной.

«Искусство во имя Христа» - пожалуй, самый молодой и нестандартной музейный проект Симферополя, создан в 1997 году усилиями одного человека – Георгия Константиновича Коганошвили. В нем собираются произведения искусства, документы и фото, предметы быта связанные с православным мироощущением и  повествующие о жизни православия в Крыму. Создатель музея посвятил его памяти Георгия Эдуардовича Бострема, художника и мыслителя. Музей располагается в помещении Центрального музея Тавриды.

Перечисленные события, имена и творческие организации не являют собой исчерпывающий список  фигурантов художественной жизни Симферополя ХХ века, но подсказывают необходимость дальнейшего сбора информации и материалов по этому вопросу.

 

 

Глазунова С.А., искусствовед.

Приношу свою благодарность за содействие  Г.К.Коганошвили, Н.А.Гемеджи, Л.Я.Линиченко, Е.Н.Лаврушиной,  Л.С.Таировой.

 

Статья опубликована в  «Материалах конференции  «Культура в системе гуманитарных дисциплин»» . – Симферополь:Университет культуры, искусств и туризма, 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Г


Высказать свое мнение :

Интересная статья? Расскажи о Симферополе друзьям: