Каталог живописи, графики и художественной фотографии из собрания Музея истории города Симферополя

 

IMG_5693
Акварель Я.Басова "Приморский пейзаж"  с дарственной надписью Н.Лядовскому

 

Уважаемые посетители сайта! Предлагаем вашему вниманию каталог живописи, графики и художественной фотографии из коллекции музея, подготовленный искусствоведом  С.А. Глазуновой. Мы ищем мецената, который смог бы помочь издать полноцветный альбом со всеми иллюстрациями.

          Музей истории города Симферополя  еще очень молод – он открыл свои залы для посетителей 6 июня 2009 года и сейчас его коллектив ведет активную собирательскую работу. Но, несмотря на короткие сроки формирования, его собрание уже включает значительное число редких и информативных экспонатов рассказывающих об истории,  культуре, быте нашего города и горожан. Большинство предметов  переданы музею почитателями идеи его создания, теми, кто бескорыстно поддерживает труд музейщиков, вступая в ряды дарителей.

Собирание коллекции ведется по широкому спектру направлений:   это материалы и документы, раскрывающие  этапы формирования облика города, историю улиц и отдельных зданий, памятников  архитектуры;  отражение событий отечественной истории в истории города; судьбы великих людей, связанных с Симферополем и рядовых горожан; история промышленности, производств, экономики; культура, искусство,  нравы, быт.

Нашими экспонатами становятся подлинные документы, фотографии, письма, государственные награды, предметы быта, образцы техники, денежные прикладного искусства, военной амуниции, книги и произведения искусства.

х     х      х

Одним из направлений собирательской и научной деятельности музея уже широко представленное в экспозиции,  подборка материалов по  хронологии и персоналиям знаки, предметы художественной жизни Симферополя. Из уже имеющихся в музее источников мы можем дать ее краткий обзор на протяжении  ХХ века.

Наш город начал стремительно расти и развиваться с 70-х годов Х1Х века, открытие храмов, учебных заведений, библиотеки, театра, музея древностей и естественно-исторического музея уместились в относительно небольшой период, но художественных музеев и галерей в этом списке нет. Знаменитые художники не жаловали столицу Крыма: Айвазовский осветил своим именем Феодосию, Ялта стала творческой дачей и местом встреч многих звезд русского искусства рубежа веков (Васильев, Куинджи, Репин, Коровин, Серов, Поленов и др.), чуть позже Волошин в Коктебеле создал свой Дом поэта. Симферополю оставался удел ворот Крыма.

Начало сложения художественной  жизни  Симферополя пока слабо освещено. Из дореволюционного периода можно упомянуть Эммануила Магдесиана, как наиболее значительного художника и галерейщика. Пейзажист, ученик И.К.Айвазовского, он проживал на улице Долгоруковской. В своей мастерской Э.Магдесиан устроил галерею, открытую для посещения, предоставляя публике любоваться маринистической живописью собственного исполнения.  magdesyan

После революции и гражданской войны,  неподалеку от мастерской Магдесиана, на той же Долгоруковской улице, в репрезентативном здании Офицерского собрания 51 пехотного Литовского полка,  был открыт Художественный отдел Центрального музея Тавриды. Его фонды были сформированы из экспроприированных ценностей  разоренных советской властью дворцов и усадеб Крыма. Сюда поступили произведения живописи, графики, скульптуры, а также мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. В 1937 году этому собранию был придан статус галереи. В коллекции были представлены крупнейшие мастера  отечественной живописи  Брюллов, Репин, Серов, а также зарубежные художники. Но во время эвакуации осенью 1941 года собрание Симферопольской картинной галереи было утрачено.

Важным событием в жизни города стал приезд (около  1921 года) академика батальной живописи Н.С.Самокиша. В Симферополе мастер создал студию, где занимались живописью молодые художники довоенной поры.  Ученики трудились над созданием батальных композиций с участием кавалерии, рисовали с натуры любимых академиком лошадей. В мастерской Самокиша учились Яков Басов, Мария Новикова, Амет Устаев, Михаил Рыбников,  евпаториец Юрий Волков,  и другие, известные впоследствии крымские художники

samokish

 фото портрет Н.С.Самокиша.

О довоенном искусстве в Крыму может рассказать каталог выставки «Искусство Советского Крыма» в Государственном музее восточных культур. 1935 г.(КП-955)(Илл.3). –фото обложка каталога. Данный экспонат поступил в собрание музея в июле 2009 года.  Он входит в обширный дар Виталия Николаевича Фонского, передавшего музею,  в том числе большую группу  дореволюционных и советских фотографий,  газетные публикации,  памятные медали, книги, документы. В целом, материал, предоставленный В.Н.Фонским,  посвящен художнику и фотографу Ивану Пантелеймоновичу Руденкову (1870-1959) – деду дарителя. В Симферополь И. П. Руденков  прибыл  по направлению на службу обозным рядовым в 51 пехотный Литовский полк в 1892 году. Женитьба на Матрене Кулагиной, дочери симферопольского строительного подрядчика связала его с нашим городом навсегда. Уволившись в запас в 1896 году, он посвящает себя своему юношескому увлечению – живописи, а позже фотографии. Руденков открыл художественный магазин в доме Гидалевича на улице Пушкинской. Увлекшись фотографией и получив от губернского правления разрешение, он стал самостоятельно издавать открытки с видами городских улиц. Дореволюционный Симферополь мы во многом знаем по ним.

rudenkov

(Илл.4.) фото портрет Руденкова.

После революции Руденков участвовал в работе художественных организаций Симферополя, был депутатом горсовета, работал художником в театре. Иван Пантелеймонович  пережил немецкую  оккупацию и   умер в 1959 году. Каталог московской выставки принадлежал Руденкову, как одному из участников,  его фамилия и работы в тексте обведены карандашом от руки. Предоставленные в распоряжение музея В.Н.Фонским  фоторепродукции картин Руденкова дают некоторое представление свойствах художественного дарования его деда. Несколько черно-белых снимков говорят о том, что  он работал под сильным  впечатлением от историко-романтического пейзажа  особое развитие получившего в российском искусстве в 1900 -10-е годы. В советский период И.П. Руденков, сохраняя романтический дух героических пейзажей горного и южнобережного Крыма,  населял свои картины персонажами современной ему реальности – пионерами, девушками на скалах,  татарскими  пастухами. (Илл 5.) фото одной из картин Руденкова.

Каталог выставки «Искусство Советского Крыма» 1935 г. издан тиражом 500 экземпляров и сам по себе является библиографической редкостью.  Кроме того он несет довольно разностороннюю информацию о художественной жизни Крыма в предвоенный период, о характере выставки в Музее восточных культур и  вообще  обстановке в искусстве того времени. Предваряет каталог анонимная вступительная статья от Музея. Из первых ее строк мы узнаем, что выставка художников Крыма иллюстрирует  определенный политический заказ. Крым рассматривается как республика Советского Востока наряду с Азербайджаном, Узбекистаном и Кара-Калпакской  АССР. Необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство представленных на выставке авторов были художниками-любителями, не имевшими специального академического образования, но избравшими для себя профессией искусство. Те, кто занимался творчеством наряду с трудовой деятельностью, названы самодеятельными – среди них учителя, колхозники, и такие экзотические труженики как «культурники». Приведу цитату из вступительной статьи каталога:  «При всех достоинствах материала выставки, который с несомненностью свидетельствует о наличии значительных художественных сил в Крыму, главным недостатком является малое количество работ, созданных за последние 4-5 лет. Это сразу же сказывается на тематике: недостаточно отражен социалистический Крым, преобладают темы старого Крыма и пейзажи. Сравнительно мало полотен посвящено богатому революционному прошлому края». Тем не менее, это довольно правдивая картина крымского искусства довоенного времени, когда  все еще только складывалось. Жаль,  что имея список работ и авторов выставку невозможно реконструировать – практически ничего не уцелело,  и канули в неизвестность большинство авторов – война,  до и после- военные репрессии. Но небольшой и небрежно составленный каталог содержит богатый материал -  во-первых,  список персоналий, во-вторых отпечаток, пусть не полной,  исторической  картины крымского искусства 20-30-40-х годов.

В 1937 году постановлением Совета Народных Комиссаров Крымской АССР  студия Самокиша была преобразована в Государственное среднее художественное училище им. Академика Н.С.Самокиша. Первым деятельным организатором училища стала Е.М.Маркова. Училище пережило Великую Отечественную войну. В 50-ые в Симферополь из ведущих художественных ВУЗов СССР на преподавательскую работу были направлены лучшие выпускники – так крымскими художниками, симферопольцами и педагогами стали Валентин Бернадский, Федор Захаров, Виктор Апанович, Николай Бортников и другие. Они пришли преподавать в Крымское художественное училище и сделали его одним из лучших в стране. Созданной тогда репутацией училище пользуется и сейчас, являясь серьезной школой для начинающих художников.

13 февраля 1940 года Управление по делам искусств Крымской АССР своим указом создает Союз советских художников Крымской АССР. Тогда в оргкомитет Союза вошли Я.Бирзгал, Н.Самокиш, Н.Барсамов, А.Устаев, М.Рыбников, В.Спичак. Первая выставка нового художественного объединения была посвящена 20-летию освобождения Крыма от врангелевцев. После освобождения Крыма в 1944 году Союз художников возобновил свою деятельность. В разные годы председателями его Правления были Я.П. Бирзгал, К.П.Прохоров, Л.В. Лабенок, В.Д. Бернадский и другие ведущие художники Крыма. В 60-80-е годы   интерес к официальному искусству активно поддерживался государством. В этот период Крымское отделение Союза художников стало играть в культурной жизни города значительную роль. Это время  расцвета социалистического реализма, монументальной и тематической картины, время масштабных выставок, развернутых откликов прессы и многолюдных открытий. Союз сохранил себя и  в годы распада, оставаясь самой стабильной творческой организацией. В 1999 году Союз художников Крыма стал Крымской организацией Национального Союза художников Украины.

В послевоенные годы восстанавливается Симферопольская картинная галерея. Ее фонды формируются заново в основном за счет передачи произведений искусства из крупнейших музеев СССР – Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского  музея. 7 ноября 1966 года галерея обрела статус музея и таковым является до сих пор. К 70-м годам Симферопольский художественный музей стал центром научно-исследовательской, просветительской  работы в области истории и теории искусств, а также местом проведения больших выставок крымских художников.

krimskoye_tovarischestvo_sovremennogo_iskusstva

В 80-е годы рядом с официальным искусством Союза художников формируется нелегальное и преследуемое по идеологическим соображениям, а потому популярное искусство андеграунда. 19 марта 1987 года 12 свободных неформалов  в фойе Симферопольского музыкального училища открыли выставку «Эксперимент». Выставка имела успех у публики и стала событием своего времени. Сразу после ее окончания было решено создать Крымское Товарищество Современного Искусства, как альтернативу государственным структурам в области художественного творчества.

Перед Товариществом были поставлены задачи: возрождение утраченных связей с традициями авангарда начала 20 века; возврат из забвения имен деятелей культуры; пропаганда современного отечественного и зарубежного искусства. На несколько лет Товарищество стало модным динамичным выставочным объединением, в работе которого участвовали не только художники, но и поэты, музыканты. Создателями и активными участниками объединения были Дмитрий Филов, Георгий Коганошвили, Сергей Турдыбеков, Виктор Бабанин, Василий Трусов. К середине 90-х годов объединяющий момент Товарищества постепенно утратил свою актуальность, и его участники разошлись своими путями.(Илл. 6.)фото членов Товарищества.

В 1992 г. в Симферополе создан Крымско-татарский музей искусств, в 1999 году ему присвоен статус Республиканского.  Это поликультурный проект, собирающий артефакты, связанные со всеми проявлениями творчества крымско-татарского народа: от металлической бытовой посуды, тканей, керамики до станковой живописи, графики, а также фото и киноматериалов, рассказывающих о музыкальной, театральной, литературной жизни татар в Крыму и за его пределами.

Попыткой создать независимую арт-галерею на коммерческой основе была, работавшая во второй половине 1990-х годов в Симферополе, галерея КЭП. На несколько лет она стала престижной выставочной площадкой Симферополя, одним из клубов крымской богемы и гостей полуострова.

В завершении можно назвать «Искусство во имя Христа» - один из  нестандартных музейных проектов Симферополя, созданный  в 1997 году усилиями Георгия Константиновича Коганошвили. В нем собираются произведения искусства, документы и фото, предметы быта связанные с православным миропониманием и  повествующие о жизни православия в Крыму.

Перечисленные события, имена и творческие организации не являют собой исчерпывающий список  фигурантов художественной жизни Симферополя ХХ века, но подсказывают необходимость дальнейшего сбора информации и материалов по этому вопросу. Музей истории города не может оставить в стороне столь насыщенную и разностороннюю жизнь, во многом формирующую облик Симферополя. Поэтому значительную часть коллекции музея уже сейчас составляют  произведения живописи, графики, а также документы, фотоматериалы по данной теме.

х  х  х

В деле создания  художественной коллекции музея можно выделить два основных  направления собирательской работы: с одной стороны - это тема  «Симферополь в живописи и графике», а с другой - формирование полноценного собрания  произведений искусства вне каких-либо тематических рамок.

Основу живописной  и графической коллекций музея составил дар Натальи Михайловны Митрофановой, вдовы симферопольского художника Николая Моисеевича Лядовского (1923-2001гг.).

 

SS855800
Н.М.Митрофанова на выставке работ Н.Лядовского в Музее истории города Симферополя

 

Большую часть жизни Николай Моисеевич прожил в нашем городе, окончил Художественное училище им. Н.С.Самокиша, член Союза художников Крыма.

Главным призванием мастера  был лирический пейзаж. С его необычайным тонким чувством цвета и тона, он создал  целый ряд образов весны, осени, дождливых и солнечных дней. В графике Лядовский изобретателен и ярок, он  пробует разные техники, ищет остроту ракурса, различные подходы к подаче мотива. Интересна его серия «Соколиное» (1960-е г.),  выполненная фломастерами, они сохранили свежесть цвета и поныне.  «Дом над речкой», «Почта» -  пример мастерского владения материалом и полной свободы в трактовке  мотива. В большом карандашном рисунке «Мироновна» (1965 г.) художник избрал линеарное решение полуфигуры с тональной моделировкой лица и рук модели. В нем есть подчеркнутая эстетизированная графичность и милый сердцу зрителя реализм. Дар Натальи Михайловны включает сорок три произведения Н.М.Лядовского, он дает нам ясное представление о творчестве этого скромного человека и щедро одаренного художника. (Илл.7.)- работы Лядовского живопись и графика.

IMG_5194

Тему Симферополя в нашем собрании открывает живопись и графика  А. И. Юрьева (1949 г.р.).  Александр Иванович приверженец натурного подхода в пейзаже. На протяжении многих лет его можно видеть с этюдником или блокнотом в колоритных переулках старого города и  на перекрестках улиц исторического центра. Не считаясь с погодой, он стремится передать живое впечатление смены состояния, освещения в городской среде. Его Симферополь всегда полон внутреннего драматизма, экспрессии, он не уютен, но берет за душу. Одна из ранних работ художника «Старый Симферополь» (1976 г.), написана с высокой точки, возможно с балюстрады Центрального Универмага. На ней ряды крыш, прикрытых тонким снегом, вдали возвышается барабан закрытой церкви Петра и Павла, тяжелое зимнее небо. Сейчас этот пейзаж уже не только глубоко эмоциональное переживание реалий жизни, но и документ времени.   Продолжает тему и небольшая серия набросков, подаренная музею художником. На этих маленьких листках остро подмеченные композиционные решения и цветовые акценты будущих картин о нашем городе.

AYuryev_nabrosok1237

В собрании музея хранятся четыре живописных пейзажа Октября Петровича Федотова (1933 г.р.), выпускника Крымского художественного училища им. Н.С.Самокиша, члена Союза художников Украины. Пейзажист О.П.Федотов избрал одной из тем своего творчества реконструкцию или, по-возможности, запечатление крымской старины – татарских деревень, исторических зданий и  районов «старого города» в Симферополе. Наш музей располагает такими живописными «документами» кисти Федотова   как «Вид Талмуд-Торы»,  «Улочка в Симферополе», «Зима на улице Караимской». Художник склонен к обобщенному пейзажу-картине и стремится  для выражения своей идеи  к условному  живописному и цветовому решению.(Илл. 9)-фото «Зима на улице Караимской».

Одно небольшое живописное произведение в нашей коллекции не принадлежит известному живописцу, а является робким опытом освоения изобразительного искусства членом одного из известных симферопольских семейств, потомки которого и поныне живут в нашем городе. Это «Восточный мотив» 1906 г.  А.Брунса. В этой детской работе  отголоски впечатлений «большого искусства», в ней и «Всадник на стене» В.Верещагина и увлечение восточным колоритом эпохи модерн. (Илл. 10).

Графическая коллекция музея несколько шире по сравнению с живописной по числу персоналий в ней представленных. В нее входит, в том числе большая экспрессивная акварель Я.А. Басова «Приморский пейзаж» (1968 г.). Яков Александрович  - это эпоха в крымской акварели.  Его масштабные работы открыли новую жизнь этого направления в графике, выйдя за пределы камерного альбомного формата, как в прямом, так и в эмоционально-содержательном смысле. (Илл. 11.)

Александр Кропко (1955 г.р.) архитектор по образованию, по призванию художник. В нашем собрании пока две его ранних работы начала 1980-х годов  - «Торговые ряды» и «Дом Грибоедова». В них начало его освоения акварельной техники и поиски натуры. Позже от городского пейзажа художник перейдет к живописным руинам, затерянным в горах и зарослях сирени, а его акварель обретет светоносную прозрачность, воздух и драгоценные переливы цвета. Музей не теряет надежды пополнить свою коллекцию еще рядом произведений этого мастера.(Илл. 12) – фото «Дом Грибоедова».

Образцом истинного графизма и высокой культуры иллюстрации могут служить рисунки для форзацев «Симферопольского альбома»,  выполненные Александром Прусаковым в 1996 г. Созданные по мотивам фото-открыток реконструкции улиц дореволюционного Симферополя не только дают правдивую историческую информацию, но увлекают игрой линий и продуманностью деталей. Александр Прусаков (1960 г.р.) художник-график, иллюстратор, окончил факультет естественных наук Симферопольского государственного университета, художественное образование получил самостоятельно, посещая уроки рисунка педагогов Крымского художественного училища.(Илл.13)

Известный мастер крымской камерной акварели П.Л.Чистилин представлен в нашем собрании легким воздушным пейзажем «Мост через речку». Павел Леонидович в своем графическом творчестве обращался к пейзажным мотивам,  раскрывающим колорит крымской жизни к  уютным дворикам,  верандам и узким улочкам.(Илл. 14)

Творческим откликом на открытие в Симферополе музея истории города стал подарок из Санкт-Петербурга  от В.П.Чеботаря, передавшего в дар музею свои графические работы. Среди них ностальгический пейзаж «Алупка», со сбегающим  к морю берегом,  и прекрасные рисунки деревьев, созданные в авторской графической технике.(Илл 15.) –пейзаж «Алупка»

Художественная коллекция музея только начала свое сложение, и коллектив музея надеется на успешное развитие этого направления своей деятельности.

х   х   х

Гораздо более обширной группой хранения Музея истории города является  фонд черно-белой и цветной фотографии. Это собрание дробится на ряд разделов. Так наиболее ценной и информативной является коллекция дореволюционной фотографии, охватывающая период с последней четверти Х1Х – до 1917 годов. Это собрание знакомит нас воочию с членами известных симферопольских фамилий – Перовских, Булатовых, Синани, Васили, Руденковых и др. А также с развитием и историей фотографии в Симферополе салонами Х.К.Печелиева, А.Вознесенского и К.Князькова, К.Васили. Уже сейчас музей располагает некоторыми данными по истории этих  ателье и о судьбах их владельцев.

Так фотография Константина Васили располагалась в сохранившемся до наших дней здании по улице Горького, дом 3. Подаренная В.Н.Фонским коллекция кабинет-портретов салона К.Васили, демонстрирует высокий художественный и технический уровень фотографа. Его фотоработы у нас в собрании превалируют по численности, что дает возможность рассуждать о широте направлений  и сложности задач, которые ставил перед собой фотограф. Изустное предание доносит, что фотографироваться у Васили считалось среди симферопольцев более престижным. Действительно он был мастером своего дела и любой даже самой прозаической модели придавал благородство и одухотворенность. Реквизит его салона был дорогой и презентабельный, создавал атмосферу достатка.(Илл.16.) Любимой моделью фотографа была жена - прекрасная Анастасия Георгиевна, будто сошедшая с портретов В.Серова. На фотографиях Константина Васили ее облик подан со  свойственным эпохе модерн преклонением перед образом прекрасной дамы и таинственной незнакомки. (Илл.17.)К лучшим образцам фотопортрета начала ХХ века в нашей коллекции можно отнести портрет А.Г.Васили в круге на черно-сером паспарту ромбовидной формы (КП-965). Анастасия Георгиевна сидит в готическом кресле, облаченная в светлое платье, руки затянуты в высокие белые перчатки, пышная прическа перехвачена ажурной лентой. Эстетика модерна соблюдена во всех деталях фотопортрета, светлый фон подчеркивает чистоту линий и общий графизм идеи. Анализируя все имеющиеся у нас образцы фотографий салона К.Васили, нужно признать, что в лучших своих работах фотограф решал сложные художественные проблемы, был внимателен к деталям, со вкусом создавал композицию, атмосферу, антураж салонной фотографии.

Единственное выстроенное специально для фотосалона здание по адресу  Пушкина, 7 было одним из адресов ателье фотографов А.Вознесенского и К.Князькова. 001

 

Профессиональный уровень этих мастеров вполне мог составить конкуренцию К.Васили. В нашем собрании хранится ряд крупноформатных портретных фотографий изготовленных в этом ателье, а также несколько кабинет-портретов.   Среди них два портрета молодой женщины (КП-971, 972) (Илл. 18,19) в полный рост и оплечный, выполненные в технике сепия. Тональное решение построено на мягких переходах света и тени, светлый фон обволакивает модель, подчеркивает женственность и обаяние молодости.

Фотография В.Петлоренко, открытая в 1875 году,  размещалась на Александро-Невской улице (ныне Розы Люксембург) в доме Миллера рядом с приютом Фабра – это начало улицы вблизи площади Советской, здание не сохранилось. В нашем собрании пока только один экспонат, принадлежащий этому ателье (КП-1409). (Илл.20).

Фотограф Х.К.Печелиев размещался в доме Бренера по Гимназическому переулку (ныне ул.Ушинского,1) здание  также не сохранилось. (Илл.21).

Советская фотография рассказывает о симферопольской промышленности, о праздниках на улицах города, о школах  и ВУЗах, о жизни горожан. Самой ранней на данный момент черно-белой фотографией советского периода является сцена проверки  Комиссией Наркомата земледелия Крыма  готовности техники к весенней посевной 1923 года. Фотография подарена А.В.Тютиным, одним из постоянных дарителей музея. За рулем автомашины на фотографии отец дарителя В.Тютин.( Илл.22)

В истории фотографии советского периода в Симферополе на основе нашего собрания можно рассказать о ряде фотодинастий – Яблонские, Юрчишко.

Павел Устинович Юрчишко  (1913-2003 гг.) ветеран Великой Отечественной войны, награжден медалью «За отвагу» (1942 г.) и орденом Отечественной войны Второй степени (1944 г.). Прибыл в Симферополь для прохождения службы в 1951 году начхимом в штаб МПВО, капитан.  В 1960 году уволен из рядов Советской армии и приступил к гражданской службе, став, заведующим фотоателье № 2, по адресу ул.К.Маркса,16. В 1960-70-е годы работал также внештатным корреспондентом ряда крымских газет. Его сын -  Леонид Петрович Юрчишко (1947 г.р.), окончил географический факультет СГУ, по стопам отца также увлекся фотографией. Служил  фотокорром в крымской прессе, преподавал фотодело профтехучилище, работал фотографом Художественного комбината в Симферополе и турбазы «Таврия». В 1997 году удостоен звания Лауреата Государственной премии за участие в создании «Симферопольского альбома» (сост. А.Е.Тархов). (Илл. 23) – фото площадь Советская в 1950-егг.

Марк Леонидович Яблонский (1945 г.р.) член прославленной симферопольской семьи фотографов. Его дед Исаак Лейбович Яблонский (1882-1969) служил в Русском драматическом театре фотографом, иногда участвовал в спектаклях, самая известная его работа  - знакомая историкам фотография группы «Сокол». Отец – Леонид Исаакович (1914-1987) фотокорреспондент,  работал в газете симферопольского железнодорожного узла «Сталинский путь», во время войны в газете политотдела 51  армии «Сын Отечества» был в окопах на передовой, снимал Ялтинскую конференцию. В 1948-1951 гг. корреспондент ТАСС СССР, в 1958 г. вел фоторепортажи с фестиваля молодежи и студентов в Москве.  Первый снимок Марка Яблонского участвовал в выставке, когда его автору было всего 8 лет. Став профессиональным фотографом Марк Леонидович работал на телевидении, в «Крымской правде», в театре им.Горького, он автор многих тематических фотовыставок о Крыме, о городах-побратимах Симферополя Русе и Кечкемете. Музею истории города М.А.Яблонский подарил серию черно-белых фотографий, выполненных в технике сепия, и запечатлевших один день из жизни библиотеки им.И.Я.Франко (начало 1980 гг.). Для музея эти кадры тем более ценны, так как иллюстрируют историю здания музея. (Илл.24)

Коллекцию цветной авторской фотографии представляют произведения фотохудожников Галины Кочербитовой и Руслана Фесенко.

Галина Васильевна Кочербитова (1943 г.р.), уроженка Симферополя,  окончила Одесский инженерно-строительный институт,  начала свою трудовую деятельность на строительстве Волжского автомобильного завода.  Вернувшись  в Симферополь работала инженером в реставрационных мастерских. Фотофиксация архитектурных памятников входилпа в ее обязанности. Тогда же возникло и ее увлечение художественной фотографией. Те работы, которые она подарила нашему музею были первый раз представлены на выставке «Город детства»  в библиотеке им. И.Франко в 2000г. Г.В. Кочербитова обладает классическим видением, ее работы композиционно выстроены, собраны по цвету, наделены спокойным  созерцательным    настроением. Одна из лучших работ, подаренных музею фотохудожницей – зимний пейзаж     «Церковь Всех Святых на гражданском кладбище в Симферополе» - колорит фотографии бело-синий как гжель, укрытый нетронутым белым покрывалом погост, яркое солнце, скромный храм. (Илл.26)

Руслан Витальевич Фесенко  (1977 г.р.) симферополец. Окончил ТНУ им. В.И.Вернадского, работает в различных направлениях изобразительного творчества, а также как организатор выставочных проектов. В последние годы увлекся фотографией, одна из его тем – городской пейзаж. Посредством тональной и цветовой напряженности в своих фотоработах  Руслан придает облику города подчеркнутый драматизм и характерное состояние обостренности чувств.(Илл.27)

Большая серия крупноформатных фотографий архитектурных памятников Симферополя  О.И.Сергеевой, топографически фиксирующей скульптурное убранство,  стилистические и конструктивные  особенности наших памятников старины, а также   состояние их сохранности. Ольга Ильинична Сергеева (1955 г.р.) архитектор, окончила Киевский художественный институт, живет в Крыму с 1979 года, работает в области реставрации зданий и сооружений, а также памятников монументального искусства. Серия цветных фотографий,  подаренная музею, была создана к 224 годовщине основания города и приурочена к созданию Управления по охране культурного наследия  г. Симферополя. (Илл.28, 29). Фотографии Ольги Ильиничны постоянно присутствуют в экспозиции музея, они прекрасно иллюстрируют облик города в разделе «Симферополь уходящий и ушедший».

Фотография в собрании музея  это полноценный исторический источник и одно из серьезных звеньев экспозиции. Она доносит облик времени и безвозвратно утраченных памятников, фиксирует события и лица, наполняет предметный ряд эмоциями и ностальгическими переживаниями, а часто является полноценным художественным произведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список предметов для каталога

«Живопись, графика, фотография

в собрании Музея истории города Симферополя»

 

Живопись в собрании МИГС

1.А.Брунс. Этюд. Восточный мотив. 1906 г. Холст, масло. 13,8х16,1.КП-1126.

 

2. Ломакин (?). Натюрморт с белой бутылкой. Картон, масло. 49,5х39,7.КП-1188.

 

3. Н.М.Лядовский. Над рекой. 1978 г. Картон, масло. 14х20,1. КП-1164.

 

4. Н.М.Лядовский. Двое. Картон, масло. 22,1х32,1. КП-1165.

5. Н.М.Лядовский. Из серии «Седневские пейзажи». 1971 г. Картон, масло. 35,6х48,5.

КП-1167.

 

6. Н.М.Лядовский. Перед дождем. 1976 г. Картон, масло. 34,5х49,5. КП-1168.

 

7. Н.М.Лядовский. Крыльцо. Этюд. 1975 г. Картон, масло. 39х49,3. КП-1169.

 

8. Н.М.Лядовский. Морские дали. Картон, масло. 35х48,6. КП-1170.

 

9. Н.М.Лядовский. Старый дом. Картон, масло. 49,5х34,5. КП-1171.

 

10. Н.М.Лядовский.Перед грозой. Картон, масло. 49,5х40. КП-1172.

 

11. Н.М.Лядовский. Гурзуф. Ай-Даллары. Холст на картоне, масло.35,3х50,2. КП-1173.

 

12.  Н.М.Лядовский. Талая вода. 1981 г. Картон, масло. 40,2х48. КП-1174.

 

13. Н.М.Лядовский. Перед праздником. Картон, масло. 35х49,5. КП-1175.

 

14.Н.М.Лядовский. Седнев. 1997 г. Картон, масло. 50х40. КП-1176.

 

15. Н.М.Лядовский. Черниговщина. Картон, масло. 35х50. КП-1177.

 

16. Н.М.Лядовский. Этюд. Картон, масло. 15х21,4. КП-1178.

 

17. Н.М.Лядовский. Этюд. 1976 г. Картон, масло. 15,2х21,2. КП-1179.

18. Н.М.Лядовский. Этюд. Картон, масло. 16,2х21. КП-1180.

 

19. Н.М.Лядовский. Этюд. Картон, масло. 14,3х21,2. КП- 1181.

 

20. Н.М.Лядовский. Пейзаж. Этюд. Картон, масло. 24,2х34,3. КП-1182.

 

21. Н.М.Лядовский. Чернигов. Собор. 1967 г. Картон, масло. 49,5х36,6.КП-1183.

 

22. Н.М.Лядовский. Весенний пейзаж. Картон, масло. 35х24,6. КП-1184.

 

23. Н.М.Лядовский. Седневский этюд. Картон, масло. 40х49,8. КП-1185.

 

24 . Н.М.Лядовский. Женский портрет. Картон, масло. 35х25,3.КП-1186.

 

25. Н.М.Лядовский. Майская зелень. 1970 г. Картон, масло. 34,4х49,3.КП-1187

 

26.О.П.Федотов. Улочка в Симферополе. 1980 г. Холст, масло. 48х37. КП-138.

 

27.О.П.Федотов. Вид Талмуд-Торы. 1990 г.Холст, масло. 29,3х39,5 КП-139.

 

28.О.П.Федотов. Старая слободка. 1969 г. Картон, масло. КП-140.

 

29.А.И.Юрьев. Пушкинская. Симферополь. 2002 г. Холст, масло. 55,5х72КП-250.

 

30.А.И.Юрьев. Старый Симферополь. 1976 г. Холст, масло. 67х89 КП-251.

 

31.А.И.Юрьев. Симферополь. Дом Крылова на улице Ефремова. 2001 г. Холст, масло. 62х46КП-413.

 

32.А.И.Юрьев. Симферополь. Старый город. 2002 г. Холст, масло.69,5х69 КП-414.

 

33.А.И.Юрьев. Интерьер. 1974 г. Картон, масло .39х49. КП-453.

 

34.А.И.Юрьев. Центр города. Пушкинская. Холст, масло. 70,5х75,5 КП-454.

 

35.А.И.Юрьев. Этюд интерьера.Картон, масло. 18х24,5. КП-1235.

 

 

Графика в собрании МИГС.

1.Басов Я.А.Приморский пейзаж. 1968 г. Бумага, акварель, фломастер. 42х56.

КП-1190.

 

2.Кропко А.П. Торговые ряды. 1984 г. Бумага, акварель. 37х24,2. КП-455.

 

3. Кропко А.П. Дом Грибоедова. 1983 г. Бумага, акварель. 52х30,5 КП-456.

 

 

 

4.Н\х. Портрет Д.М.Княжевича. Бумага, литография. 17,2х11,5 (лист); 10,7х8,2 (оттиск). КП-1128.

 

5. Н/х. Портрет Веневитинова. Бумага, литография. 14,2х13,4 (лист); 10,1х8 изображение). КП-1129.

 

6.Н/х. Портрет Генри Томаса Бокля. Бумага, Литография. 24,9х16,2 (лист); 14,7х10,5 (изображение). КП-1130.

 

7. Н/х. Портрет Августа фон Коцебу. Гравировал А.Фролов. Бумага, офорт. 17,9х10,4 (лист). КП-1131.

 

8. Лядовский Н.М. Пейзаж. Картон, пастель. 35х25,1. КП-1166.

9.Лядовский Н.М. Мироновна. С/х «Качинский». 1965 г. Бумага, карандаш. 41,5х29,5.

КП-1189.

 

10.Лядовский Н.М. Этюд. Бумага, акварель, белила. 39,2х39,2 КП- 1191.

 

11.Лядовский Н.М. Пейзаж с маяком. Бумага, акварель. 29,4х36,7. КП-1192.

 

12.Лядовский Н.М. Дом над речкой. Из серии «Соколиное». Бумага, фломастер. 30,5х42,7. КП-1193.

 

13.Лядовский Н.М. Почта. Из серии «Соколиное». Бумага, фломастер. 30,5х35.

КП-1194.

 

14.Лядовский Н.М. Соколиное 61. Из серии «Соколиное». Бумага, фломастер. 30,4х42,6. КП-1195.

 

15.Лядовский Н.М. Июль 66. Из серии «Соколиное». Бумага, фломастер. 30,5х42,5.

КП-1196.

 

16.Лядовский Н.М. Соколиное 67. Из серии «Соколиное». Бумага, фломастер. 29,7х41,5. КП-1197.

 

17.Лядовский Н.М. Джанкой 68. Бумага, фломастер. 30,6х42,8. КП-1198.

 

18.Лядовский Н.М. Пейзаж с собором и лодками. Бумага, фломастер. 30,2х41.

КП-1199.

 

19.Лядовский Н.М. Пейзаж с церковью. Бумага, фломастер. 39,5х42.КП-1200.

 

20.Лядовский Н.М. Пейзаж с рекой и церквями на высоком берегу. Бумага, фломастер. 30х42,2. КП-1201.

 

21.Лядовский Н.М. Берег моря, двое под зонтом. Бумага, фломастер, пастель. 30х28.

КП-1202.

 

22. Лядовский Н.М. Соколиное. Бумага, акварель, фломастер. 33,6х25,6.КП-1203.

 

23.Лядовский Н.М. Городской пейзаж с девушкой в оранжевом. Бумага, гуашь. 25х34,6. КП-1204.

 

24.Лядовский Н.М. Портрет жены. Набросок. Бумага, карандаш. 27х19.КП-1205.

 

25.Лядовский Н.М. На мостике. Бумага, карандаш. 13,8х18,8.КП-1206.

 

26.Лядовский Н.М. Гурзуф. 1983 г. Бумага, пастель. 20,9х29,5. КП-1207.

 

27.М.Лядовский Н.М. Громовка. 1984 г.Бумага, сепия. 21х29,8. КП-1208.

 

28.Лядовский Н.М. Этюд. Бумага, пастель. 29,6х22,6. КП-1209.

 

29.Пантюхин Г.С.  Пейзаж. 2003 г. Картон, темпера. 14,5х17,7. КП-417.

 

30.Прусаков А.А.

Симферополь в 1914 году. Салгирная улица, вид на Казенную палату. (Форзац к книге «Симферопольский альбом»). 1996 г. Бумага, тушь, перо. 17х43. КП-1251.

 

31. Прусаков А.А.

Симферополь в 1914 году. Салгирная улица, с видом на Лазаревскую. (Форзац к книге «Симферопольский альбом»). 1996 г. Бумага, тушь, перо. 17х43. КП-1252

 

32. Ушаков О.Н. В окрестностях Петровской балки. 1991 г. Бумага, акварель. 34х27,2 (в свету).КП-1253.

 

33.Чеботарь В.П. Дерево. 1979 г. Бумага, карандаш. 41,7х30. КП-1262.

34. Чеботарь В.П.Алупка. 1978 г. Бумага, карандаш. 40,9х29,4. КП-1263.

 

35. Чеботарь В.П.Сосны. 1979 г.Бумага, ретушь. 41,6х29,5. КП-1264.

 

36. Чеботарь В.П. Летний день. 2002г. Бумага, акварель.35,6х47,3. КП-1265.

 

 

37.Чистилин П.Л. Мост через речку. Бумага акварель. 14х23 (в свету). КП-431.

 

38. Юрьев А.И. Набросок. Бумага, акварель, карандаш. 10,1х14,2. КП-1236.

39.Юрьев А.И. Набросок. Бумага, акварель, карандаш. 10,1х14,2. КП-1237.

 

40. Юрьев А.И. Набросок. Бумага, акварель, белила,  карандаш. 10,1х14,2. КП-1238.

 

41. Юрьев А.И. Набросок. Дождь. Бумага, акварель, белила,  карандаш. 10,1х14,2. КП-1239.

 

42. Юрьев А.И. Набросок. Долгоруковский обелиск. Бумага, акварель, белила,  карандаш. 10,1х14,2. КП-1240.

 

43. Юрьев А.И. Набросок. Лестница. Бумага, акварель, белила,  карандаш. 10,1х14,2.

КП-1241.

 

44. Юрьев А.И. Набросок. Бумага, акварель, белила,  карандаш. 10,1х14,2. КП-1242.

 

 

Черно-белая и цветная фотография в собрании МИГС.

Ч/Б до рев.

1.Портрет Н.Л.Перовского.

11,5х15(паспарту); 20х22,5 (фото).

КП-144.

 

2. Портрет семьи Полетаевых. 1909 г.

Фотосалон К.Васили в Симферополе.

13,2х10,5 (паспарту); 16х10,7 (фото).

КП-145.

 

3.  Портрет Н.Л.Перовского.

10,3х14,5(паспарту); 9х13 (фото).

КП-146.

 

4.  Портрет Елены Гонтаренко (сестры жены Н.Л.Перовского).

16,2х10,6 (паспарту); 14х10,4 (фото).

КП-147.

 

5.  Портрет женщины в очках.

16,1х10,5 (паспарту); 12,8х9,4 (фото).

КП-148.

 

6.  Чаепитие. Семья Перовских на природе.

19,3х27,3 (паспарту); 12,2х17 (фото).

КП-149.

 

7.  Мальчик с велосипедом.

23,2х17 (паспарту); 15,2х11,5 (фото).

КП-150.

 

8.  Пейзаж.

24,7х19,7 (паспарту); 17х12 (фото).

КП-151.

 

9.  Групповой портрет.

Фотография С.И.Волховской в Новочеркасске.

16,4х11,1 (паспарту); 14,2х9,9 (фото).

КП-152.

 

10. Портрет двух девушек.

Фотография Х.С.Бабаева в Феодосии.

16,6х10,7 (паспарту); 13,4х9,9 (фото).

КП-153.

 

11. Портрет семьи Перовских.

7х12,6.

КП-154.

12. Семейный портрет.

22х27,8.

КП-155.

13. Пейзаж.

17,8х19,5 (паспарту); 9х12 (фото).

КП-156.

14. Портрет Н.П.Конусовой (Шавишвили).

Фотосалон Ф.Катаева в Челябинске.

11,5х17,5 (паспарту); 9,5х14 (фото).

КП-157.

 

15. Портрет семьи Веселовских. 1909 г.

Фотосалон С.Аронс в г.Балашове.

26,2х33,5 (паспарту); 16х22,5 (фото).

КП-158.

 

16. Портрет семьи Синани. Фотосалон К.Васили г.Симферополь. 16х10,8 (паспарту); 14х10,8 (фото). КП-246.

17. Портрет молодого человека в студенческом мундире. 1910 г. Фотоателье К.Васили в Симферополе. 16х10,6. КП-445.

 

18.  Портрет женщины с мальчиком. Фотоателье Х.К.Печелиева в Симферополе.

10,8х6,8. КП-446.

19.    Портрет И.О.Демикели. 52,5х40. КП-557.

20. Педагогический коллектив Таврического епархиального училища. 44,2х60 (паспарту); 28,8х38,5 (фото). КП-558.

 

21. Группа преподавателей Симферопольской частной женской гимназии Е.И.Оливер. 48,5х60 (паспарту); 26х36,3 (фото). КП-559.

 

22. Виньетка. Симферопольская частная женская гимназия Е.И.Оливер. Выпуск 1914 г. 48,8х60 (паспарту); 28,4х38,6 (фото). КП-560.

23. Группа учеников и преподавателей 7-а группы 7-й девятилетней школы. 01.09.1928 г. 26,3х33,2 (паспарту); 16,3х23,1 (фото). КП-561

24. Портрет К.А.Кулагина – родного брата М.А.Руденковой. Фотосалон К.Васили в Симферополе. 10,9х6,9 (паспарту); 8,6х5,6 (фото). КП-961.

 

25. Портрет И.П.Руденкова. 10,6х6,6 (паспарту); 9,1х6,4 (фото). КП-962.

26. Портрет А.Г.Васили в круге.19,8х14,3 (паспарту); 13,5х9,2(фото); Д=9 . КП-964.

27. Портрет А.Г.Васили. Фотосалон К.Васили в Симферополе. 13,3х13,3 (паспарту); Д=6,5. КП-965.

 

28. Портрет М.А.Руденковой, А.Г.Васили и неизвестной в круге. 16,1х8,3 (паспарту); 14,6х6,9 (фото). КП-966.

 

29. Портрет жен фотографов - А.Г.Васили и М.А.Руденковой. 16,1х8,3 (паспарту); 14,6х6,9 (фото). КП-967.

30. Групповой портрет К.Васили, А.Г.Васили, М.А.Руденковой. 15х10,7 (паспарту); 14х10,2 (фото). КП-968.

 

31. Групповой портрет – А.Г.Васили и М.А.Руденкова с дочерьми. 10,8х16,5 (паспарту); 10,1х13,7 (фото). КП-969.

 

32. Портрет семьи Руденковых. 14,9х19,7 (паспарту); 14,1х10,6 (фото). КП-970.

33. Женский портрет. Фотосалон А.Вознесенского и К.Князькова в Симферополе.

16х10,5 (паспарту); 14х10,5 (фото). КП-971.

 

34. Женский портрет. Фотосалон А.Вознесенского и К.Князькова в Симферополе.

16,5х10,7 (паспарту); 14х10,5 (фото). КП-972.

35. Портрет А.Г.Васили и М.А.Руденковой. 8,9х8,9.КП-973.

 

36. Женский портрет. 1913 г. 16,5х10,7 (паспарту); 14,1х10,2 (фото). КП-974.

37. Портрет А.Г.Васили в круге с веером. Фотосалон К.Васили в Симферополе.

16,5х10,8 (паспарту); 14х10,3 (фото).

КП-975.

 

38. Групповой портрет – М.А.Руденкова, А.Г.Васили, Е.Волковская и неизвестная.

Фотосалон К.Васили в Симферополе.

16,4х10,7 (паспарту); 14х10,3 (фото).

КП-976.

39. Портрет И.П.Руденкова в военной форме.

Фотосалон Р.М.Коржова в Симферополе.

11х6,4 (паспарту); 9,5х5,8 (фото).

КП-977.

 

40. Портрет М.А.Руденковой и А.Г.Васили.

Фотосалон К.Васили в Симферополе.

16,2х10,9 (паспарту); 14,4х10,9 (фото).

КП-978.

41. Портрет А.Г.Васили, К.Г.Васили и неизвестной.

Фотосалон М.П.Мазур. Севастополь, Б.Морская 5, в собственном доме. 16,2х10,7 (паспарту);13,8х10,4 (фото).

КП-994.

 

42. Портрет И.М.Трифоновой.

Фотосалон К.Князькова в Симферополе.

1913 г. 11,3х7,1 (паспарту); 9х12 (фото).

КП-1112.

43. Дети на крыльце имения «Марьино».

9х9.

КП-1115.

 

44. Портрет шести учениц 1-й женской гимназии. (фрагмент). г.Симферополь

17,3х17,5 (паспарту); 16х16,6 (фото).

КП-1116.

45. Портрет И.М.Трифоновой (Брунс).

13,2х8,2.

КП-1118.

 

46. Портрет ребенка.

Фотосалон В.Орлова в Ялте.

14х10,4.

КП-1119.

 

47. Портрет С.Ф.Брунса.

10,7х6,6 (паспарту); 9,3х6,5 (фото).

КП- 1120.

48. Портрет М.Л.Трифонова полковника 51 пехотного Литовского полка, отца И.М.Трифоновой (Брунс).

16,2х11,4 (паспарту); 13,6х10 (фото).

КП-1124.

49. Альбом «Марiино».(25 фотографий с видами имения).

КП- 1127.

____________________________________________

Ч/Б

1.Воспроизведение портрета Н.И.Пирогова.

18х13.

КП-116.

 

2.Симферополь. Площадь Ленина. Вид на памятник со стороны  ул.Севастопольской.

13х17,9.

КП-117.

 

3.Юрчишко Л.П.

Симферополь. 1959 г.

22,2х15.

КП-121.

 

4. Портрет супругов Грачевых Федора Степановича и Фаины Михайловны. 8,5х10,8.

КП-393.

 

5. Портрет Ф.С.Грачева.

13,6х8,5.

КП-394.

 

6. Портрет Ф.С.Грачева.

13,7х8,6.

КП-395.

7. Портрет Ф.М.Грачевой. 1940-е гг.

9,8х7,3.

КП-396.

 

8. Обращение к Ф.С.Грачеву директора Героической обороны Севастополя. 9х11,7.

КП-397.

 

9. Яблонский М.Л.

Абонемент библиотеки им. Франко.

20,1х30,2.

КП- 457.

 

10. Яблонский М.Л.

Читательница библиотеки им. Франко за работой.

20,1х30,2.

КП- 458.

 

11. Яблонский М.Л.

Читатель у книжной полки.

20,1х30,2.

КП- 459.

 

 

 

 

12. Яблонский М.Л.

Студенты в зале абонемента библиотеки им. Франко.

20,1х30,2.

КП- 460.

 

13. Яблонский М.Л.

Очередь читателей библиотеки им. Франко.

20,1х30,2.

КП- 461.

 

14. Яблонский М.Л.

Работница библиотеки и посетители.

20,1х30,2.

КП- 462.

 

15. Яблонский М.Л.

У стола дежурного библиотекаря.

20,1х30,2.

КП- 463.

 

16. Яблонский М.Л.

Читатель у картотеки.

20,1х30,2.

КП- 464.

 

17. Яблонский М.Л.

Читательница за столом.

20,1х30,2.

КП- 465.

 

18. Яблонский М.Л.

Беседа читателей библиотеки.

20,1х30,2.

КП- 466.

 

19. Яблонский М.Л.

Пожилая читательница у книжных полок.

20,1х30,2.

КП- 467.

 

20. Яблонский М.Л.

Женщина в клетчатом пальто у картотеки.

20,1х30,2.

КП- 468.

 

21.Яблонский М.Л.

Среди книжных полок.

20,1х30,2.

КП- 469.

 

22.Яблонский М.Л.

Читатель среди книжных полок.

20,1х30,2.

КП- 470.

 

23. Яблонский М.Л. Обслуживание читателей  библиотеки им. Франко. 20,1х30,2. КП- 471.

24. Яблонский М.Л. Читательница библиотеки им. Франко. 20,1х30,2.

КП- 472.

25. Яблонский М.Л. Пожилой мужчина у картотеки. 20,1х30,2. КП- 473.

26. Яблонский М.Л. Среди книг. 20,1х30,2. КП- 474.

27. Яблонский М.Л. Читательница у стола библиотекаря. 20,1х30,2. КП- 475.

28. Яблонский М.Л. Девушка библиотекарь. 20,1х30,2. КП- 476.

29. Яблонский М.Л. Интерьер библиотеки. 20,1х30,2. КП- 477.

30. Яблонский М.Л. Читатель и библиотекарь. 20,1х30,2. КП- 478.

31. Руководство города и области у Мемориала Вечного огня. 1970-е гг. 18,3х23,9. КП-491.

32. Руководители города несут цветы к Вечному огню. 1970-е гг. 24х18,3. КП-492.

33. Субботник. 30,4х20,5. КП-493.

34. Заседание горисполкома. 1970 гг. 17,8х23,5. КП-494.

35. На стройплощадке. 16,9х18,4. КП-495.

36. Праздничное заседание секции горкома 8 мая 1981 года. 15х23,8.

КП-496.

37. Памятное фотографирование после заседания секции горкома. 21,3х29,5. КП-497.

38. Возложение цветов к могиле неизвестного солдата. 18,3х24. КП-498.

39. Ввод в эксплуатацию нового маршрута троллейбуса. Симферополь. Зима 1980/81 гг. 17,8х24,1. КП-499.

40. Выступление членов горисполкома на ступенях медицинского учреждения. 17,2х24,1. КП-500.

41. Праздничная демонстрация в Симферополе. 1977 г. 16х30,2. КП-502.

42. Передовики производства и руководители горисполкома. 18х23,9.

КП-503.

43. Группа руководителей города и области на пути к Вечному огню. 14,3х22,6. КП-504.

44. Возложение цветов к памятнику . 17,7х23,7. КП-505.

45. Торжественное заседание, посвященное 30-летию освобождения Венгрии от фашистских захватчиков. 1975 г. 17,5х23,8. КП-506.

46. Заседание горисполкома. 18,1х24. КП-507.

47.Делегация горисполкома Симферополя в Кечкемете. 23,9х17,5. КП-509.

48. Возложение цветов к памятнику В.И.Ленину. 23х16,6. КП-510.

49. Члены горисполкома у макета плана застройки Симферополя.18х23,7. КП-511.

50. Вручение дипломов офицерам-политработникам СВВПСУ 15.07.1976 г. 15х23,7. КП-512.

51. Встреча делегации. 18,5х23,9. КП-513.

52. Вручение звания «Почетный гражданин города Симферополя». 11,4х17,4. КП-514.

53.Ученики 3-го класса средней школы №18 г.Симферополя. 13х18. КП-517.

54. Е.Ф.Грачева на демонстрации. 9,1х12,2. КП-518.

55. Е.Ф.Грачева на субботнике. 12х9. КП-519.

56.Лыжная прогулка. 13х17,7. КП-520.

57. На заводе. 13х17,9. КП-521.

58. Портрет Е.Ф.Грачевой (Якимовой). 13,9х8,8. КП-522.

59.Преподаватели и студенты факультета естественных наук крымского педагогического института. 11,8х17,4. КП-523.

60. Студенты Крымского педагогического института с преподавателями: академиком Скрябиным, профессором Троицким, и Киселевым А.Н. 11,5х17,1. КП-524.

61. Преподаватели и студенты Крымского пединститута в аудитории.                              12,8х18. КП-525.

62. Директор Крымского педагогического института А.Н.Киселев во время лекции с наглядными пособиями. 12х17. КП-526.

63. Директор Крымского педагогического института А.Н.Киселев за рабочим столом в лаборатории. 10,5х16,4. КП-527.

64. Преподаватели Крымского педагогического института – профессор Делямуре, доцент Гюннер, А.Н.Киселев. 9,3х14,5. КП-528.

65. А.Н.Киселев на агростанции в Краснолесье.12х9. КП-529.

66. Портрет Александра Николаевича Киселева. 9х6. КП-530.

67.Н.Д.Луговой среди ветеранов. 17,5х11. КП-581.

68. Портрет Г.П.Сапожникова, учащегося 5 класса средней школы №4. 13,7х8,8. КП-582.

69. Учащиеся средней школы №4 в Пионерском сквере Симферополя.

1957 г. 11,9х8,8. КП-583.

70. Виньетка. Выпускники 4-го класса средней школы №13 г.Симферополя. 28,5х21. КП-586.

71. Портрет А.М.Оникия, первого секретаря Симферопольского городского комитета коммунистической партии. 1989 г. 13,9х9. КП-717.

72. Первые троллейбусы на Южном Берегу Крыма. 10,8х14,7. КП-883.

73. Портрет К.Н.Журавлевой. 12х9. КП-886.

74.Работницы завода «Трудовой Октябрь» Вера Тимофеева, Оля Лагун, Люда Дзедалик. 8,7х11,6. КП-887.

75. Портрет главного механика завода Степанюка . . 1948 г. 16,8х11,8.

КП-889.

76. Портрет Нины Смирновой, работницы жестянно-баночного цеха,  выполняющей нормы выработки на 175 %. 13,8х8,8 (паспарту); 10,4х7,5 (фото в свету). КП-890.

77. Работницы завода «Трудовой Октябрь» г.Симферополь. 1952 г. 8,8х11,7. КП-891.

78.Двое мужчин на фоне автомобиля. 1947 г. 8,1х11,7. КП-903.

79. Группа работниц во дворе завода им. С.М.Кирова в Симферополе. 9,9х14,4. КП-904.

80. Ученики 3-го класса с педагогом. 1920-30-е годы. 12,2х17,3. КП-905.

81. Ученицы 12 средней женской школы 08.05.1947 года. 12х15,6. КП-906.

82. Группа экскурсантов на фоне Золотой комнаты Бахчисарайского дворцы. 1969 г. 11,8х18. КП-907.

83. Группа экскурсантов «Фонтана слез» Бахчисарайского дворцы. 1969 г. 11,7х18,2. КП-908.

84.Группа экскурсантов у подножия адмиралу П.С.Нахимову в Севастополе. 1969 г. 18,2х11,9. КП-909.

85. Группа экскурсантов в Севастополе. 1969 г. 11,8х18,2. КП-910.

86. Группа экскурсантов во дворе Бахчисарайского дворца-музея. 1969 г. 11,8х18,1. КП-911.

87. Группа экскурсантов на фоне «Посольской двери»  ханского дворца в Бахчисарае. 1969 г. 11,8х18,1. КП-912.

88. Группа экскурсантов на фоне входа в гарем  ханского дворца в Бахчисарае. 1969 г. 18,2х11,9. КП-913.

89. Группа экскурсантов у Обелиска Славы  на Сапун-горе в Севастополе. 1969 г. 11,9х18,2. КП-914.

90. Группа экскурсантов на фоне минаретов Ханского дворца в Бахчисарае. 1969 г. 18,2х11,8. КП-915.

91. Группа экскурсантов на фоне здания Панорамы обороны  Севастополя. 1969 г. 11,9х18,2. КП-916.

92. Группа экскурсантов на фоне здания Диорамы штурма  Сапун-горы в Севастополе. 1969 г. 11,9х18. КП-917.

93. Группа экскурсантов у подножия памятника В.И.Ленину  в Севастополе. 1969 г. 18,4х11,6. КП-918.

94. Группа экскурсантов на фоне памятника «Затопленным кораблям»  в Севастополе. 1969 г. 11,8х18,2. КП-919.

95. Группа экскурсантов на фоне памятника Восьмой воздушной армии на Малаховом кургане  в Севастополе. 1969 г. 11,9х18,2. КП-920.

96. Группа экскурсантов на Малаховом кургане  в Севастополе у Вечного огня. 1969 г. 11,8х18,2. КП-921.

97. Девушки в парке. Ялта. 1949 г. 11,5х8,5. КП-922.

98. Молодой человек на фоне памятника Героям танкистам в сквере Победы в Симферополе. 14х8,9. КП-923.

99. Группа детей с педагогом. 1920-30-е годы. 11,1х17,2. КП-924.

100. Соревнование по волейболу. 1972 г. 9х11,9. КП-925.

101. Портрет работника завода им С.М.Кирова. 13,5х8,5. КП-926.

102. Доска почета Симферопольского консервного завода им. С.М.Кирова. 1950-е годы. 11,4х17,7. КП-927.

103. Почетный караул у памятника погибшим в Великой Отечественной войне сотрудникам завода им. С.М.Кирова. 12,9х18,3. КП-928.

104. Халвичный цех Симферопольского консервного завода им. С.М.Кирова. 1946 г. 8,6х11,6. КП-929.

105. К.Ф.Пехота в томатном цеху завода им. С.М.Кирова. 9,7х13,2. КП-930.

106. Фонтан на территории Симферопольского завода им. С.М.Кирова. 11,4х17,5. КП-931.

107. Томатный цех. Вакуумное отделение. Стахановки Супручева и Диденко за работой. 1949 г. 16,7х22,4. КП-932.

108. И.П.Руденков во дворе собственного дома в Симферополе, ул. Толстого,29. 11,8х8,5. КП-963.

109. Воспроизведение картины И.П.Руденкова «Кермен-Кыр». 9х14. КП-979.

110. Воспроизведение картины И.П.Руденкова «Женщина у моря». 8,9х11,8. КП-980.

111. Воспроизведение картины И.П.Руденкова «Артек». 7,4х10,2. КП-981.

112. Перекресток улиц Пушкинской и Горького в Симферополе. 1935 г. 8,8х13,9. КП-983.

113. В.Н.Фонский на рабочем месте. 11,6х15. КП-986.

114. Рабочая смена в аппаратной студийного блока КРТЦ «Крым». 1965 г. 12,2х18. КП-987.

115. Коллектив студийной аппаратной КРТЦ «Крым». 13х18. КП-988.

116. Портрет В.Н.Фонского. 13,9х8,9. КПх989.

117. Портрет Н.М.Касиловой – киномеханика КРТЦ. 12х9. КП-990.

118. Смена аппаратно-студийного блока КРТЦ «Крым». 9х13. КП-991.

119.В студийной аппаратной. 1963 г. 8,9х12. КП-992.

120. На монтаже в центральной аппаратной КРТЦ «Крым». 1970-е гг. 9,1х11,9. КП-993.

121.Вид сверху на автопарк и завод им. С.М.Кирова в зимнее время. 29,7х39,5. КП-1003.

122. Вид сверху на территорию завода им.С.М.Кирова в Симферополе. 1980-е годы. 29,6х39,6. КП-1004.

123. Групповой портрет – П.А.Кричетников, И.А.Кричетников и его жена. 12,3х18. КП-1014.

124. Алла Петровна Кричетникова (Якубова) у фонтана на территории завода «Трудовой Октябрь». 1958 г. 11,2х8,8. КП-1015.

125. Коллектив завода «Трудовой Октябрь» на сельхозработах в совхозе «Озерный». 1957 г. 8,3х11,5.КП-1016.

126. Завод «Трудовой Октябрь» на первомайской демонстрации. 1936 г. 10,8х9,2. КП-1017.

127. Администрация завода им.С.М.Кирова на праздничной демонстрации на ул. Пушкина. 1986 г. 9,8х14,9. КП-1018.

128. Фонтан на территории консервного завода им. С.М.Кирова. 16,1х24.

КП-1019.

129.Симферопольский пищевой техникум. 1955 г. 8,7х11,6. КП-1054.

130. Комиссия Наркомата земледелия Крыма проверяет готовность техники к весенней посевной. Ислам-терекский район (Кировский). Сад Асан-бая. 1923г. 26х20,3 (паспарту); 16,5х11,6 (фото). КП-1059.

131.Операционный посылочный зал Симферопольского Главпочтамта. 18,2х24. КП-1071.

132.Площадь Советская, вид на улицу Ленина. 1947 г. 8,6х11,6. КП-1113.

133. Портрет И.М.Трифоновой и К.М.Брунс. 13,9х8,8. КП- 1114.

134. Вид улицы Пушкина у дома №17. 1947 г. 8,6х12,6. КП-1117.

135. Портрет Бориса Дашкевича (кузена И.М.Трифоновой). 7х5,6. КП-1121.

136. Пейзаж. Алушта. 8,6х8,7. КП-1122.

137. А.М. и В.М. Брунсы. 12,2х15,3. КП-1123.

138. А.А.Брунс и И.М.Брунс. 17,9х13. КП-1125.

139. Виньетка. Третий послевоенный выпуск техников автомехаников А.Т. 1948 г. Фотография артели «Рекорд». 16,7х21. КП-1215.

140. Площадь Советская в Симферополе. 1962 г. 8х12. КП-1255.

141. Тройка лошадей у колоннады Свято-Троицкой церкви. 1955 г. 9х13.

КП-1256.

142. Открытие троллейбусной линии в Симферополе. 18х23,7. КП-1257.

143. Строительство плотины Симферопольского водохранилища. 22,9х18. КП-1258.

144. Троллейбус на проспекте Кирова. Ночной Симферополь после дождя. 23,1х29,8. КП-1259.

145. Симферопольский железнодорожный вокзал. 1945 г. 11,7х16,6. КП-1260.

146. Встреча космонавтов А.Николаева, Л.Поповича, Ю.Гагарина. 20х30,3. КП-1261.

__________________________________________________

ЦВ

1. Кочербитова  Г.В. Улица Пушкина. 39,4х29,2 (в свету). КП-1244.

2. Кочербитова  Г.В. церковь Всех Святых на гражданском кладбище близ Центрального рынка в Симферополе. 39,4х29,1(в свету). КП-1245.

3. Кочербитова  Г.В. Привокзальная площадь зимой. 29,1х39,3 (в свету). КП-1246.

4.Кочербитова  Г.В. Набережная реки Салгир. Осень. 29,2х39,2 (в свету). КП-1247.

5. Кочербитова  Г.В. Долгоруковский обелиск. 39,3х29,3 (в свету).

КП-1248.

6. Кочербитова  Г.В. Скульптура парапета Русского драматического театра и купола церкви Трех Святителей на закате. 29,2х39,1(в свету). КП-1249.

7. Кочербитова  Г.В. Собор Петра и Павла в Симферополе. 39,3х29,1(в свету). КП-1250.

8. Проверка напряжения в сети. 18,2х24. КП-1067.

9. И.С.Суркова складирует марочную продукцию. 18,2х23,8. КП-1068.

10. Торцовый фасад здания Главпочтамта в Симферополе.18,2х23,9.

КП-1069.

11. Почтовая машина у здания Главпочтамта в Симферополе. 18,2х23,9.

КП-1070.

12. Вручение Свидетельства о браке молодоженам Кораблевым. Г.Симферополь. 1988 г. 12,9х18. КП-584.

13. Портрет веры Сергеевны Роик.20,9х15,1. КП- 553.

14. Праздничное заседание секции горисполкома 8 мая 1981 г. 15,2х24.   КП-508.

15.А.Бойко.Праздничная демонстрация в Симферополе 07.11.1977 г.11,8х33,2. КП-501.

 

16. Фесенко Р.В. Вид улицы Большевистской. 2008 г……..КП-141.

17. Фесенко Р.В. Дом на Краснознаменной, 97. 2008 г……..КП-142.

18. Фесенко Р.В. Красный дом на перекрестке улиц Одесской и Пролетарской. 2008 г. 22,7х30,5.КП-143.

19.Сергеева О.И. Балкон бывшего Дома Губернатора Таврической губернии. Цветная фотография.25,2х38. КП-4.

20. Сергеева О.И. Тимпан фронтона дома Чирахова («Губернская шашлычная»), ул. Одесская,2. Цветная фотография.25,2х38. КП-5.

21.Сергеева О.И. Двуглавый орел тимпана фронтона здания бывшего Офицерского собрания 51 пехотного Литовского полка. Цветная фотография.25,2х38. КП-6.

22.Сергеева О.И. Парапет ограждения балкона бывшего жилого дома М.А.Рудзевич. Ул. Розы Люксембург, 1а. Цветная фотография. 37,9х25,3. КП-7.

23. Сергеева О.И. Парапет и купол бывшего особняка пекаря Сердечного. Ул. Февральская, 3. Цветная фотография. 25,2х38. КП-8.

24. Сергеева О.И. Пилястры и фриз венчающего карниза бывшего жилого дома Жирова. Цветная фотография. 25,3х38. КП-9.

25. Сергеева О.И.Резные каменные драконы бывшего особняка И.И.Водоциана. Цветная фотография. 25,3х38. КП-10.

26. Сергеева О.И.Венчающий карниз бывшего особняка И.И.Водоциана. Ул.Пушкина,16. Цветная фотография. 25,2х38. КП-11.

27. Сергеева О.И.Геральдический медальон бывшего особняка И.И.Водоциана. Ул.Пушкина,16. Цветная фотография. 38х25,2. КП-12.

28. Сергеева О.И.Вензель и гирлянда бывшего особняка И.И.Водоциана. Ул.Пушкина,16. Цветная фотография. 25,2х38,7. КП-13.

29. Сергеева О.И.Сирена бывшего особняка И.И.Водоциана. Ул.Пушкина,16. Цветная фотография. 37,8х25,2. КП-14.

30. СергееваО.И. Аполлон скульптурного фронтона здания бывшего Дворянского театра. Ул.Пушкина, 15.  Цветная фотография. 25,2х38,7.

КП-15.

31. СергееваО.И .Балкон здания бывшего Дворянского театра. Ул.Пушкина.  Цветная фотография. 25,2х38,7. КП-16.

32. СергееваО.И .Грифон парапета здания бывшего Дворянского театра. Ул.Пушкина.  Цветная фотография. 25,2х38,7. КП-17.

33. СергееваО.И.Маскарон здания бывшего Дворянского театра. Ул.Пушкина.  Цветная фотография. 25,2х38,7. КП-18.

34. СергееваО.И. Люкарня здания бывшего Дворянского театра. Ул.Пушкина.  Цветная фотография. 25,3х37,8. КП-19.

35. СергееваО.И. Скульптурный фронтон и парапет здания бывшего Дворянского театра. Ул.Пушкина.  Цветная фотография. 25,3х37,8. КП-20.

36. СергееваО.И. Фасад здания бывшего Дворянского театра. Ул.Пушкина.  Цветная фотография. 38х25,3. КП-21.

37. СергееваО.И. Памятная доска героям-подпольщикам группы «Сокол» на здании бывшего Дворянского театра. Ул.Пушкина.  Цветная фотография. 38х25,3. КП-22.

38. СергееваО.И.Лепной анималистический фриз здания бывшего синематографа «Баян» Ф.П.Шнейдера, ул. Горького,5.  Цветная фотография. 25,1х37,8. КП-23.

39. СергееваО.И. Лепной медальон фриза здания бывшего синематографа «Баян» Ф.П.Шнейдера, ул. Горького,5.  Цветная фотография. 37,8х25,2.

КП-24.

40. СергееваО.И. Улица Пушкина (бывшая Приютнинская). Цветная фотография. 38х25,3. КП-25.

41. СергееваО.И. Памятник А.С.Пушкину. Цветная фотография. 37,8х25,3. КП-26.

42. СергееваО.И. Памятник А.С.Пушкину. Цветная фотография. 37,8х25,3. КП-27.

43. СергееваО.И. Обелиск в честь князя В.М.Долгорукова-Крымского,        ул. Карла Либкнехта,2. Цветная фотография. 38х25,3. КП-28.

44. СергееваО.И.Фасад здания Первого Общества Взаимного кредита. Архитектор Краснов Н.П., 1913 г. Ул. Горького,4. Цветная фотография. 38х25. КП-29.

45. СергееваО.И.Латунный фонарь у здания Первого Общества Взаимного кредита. Архитектор Краснов Н.П., 1913 г. Ул. Горького,4. Цветная фотография. 25,2х37,7. КП-30.

46. СергееваО.И. Интерьер вестибюля   здания Первого Общества Взаимного кредита. Архитектор Краснов Н.П., 1913 г. Ул. Горького,4. Цветная фотография. 38х25. КП-31.

47. СергееваО.И. Фрагмент фасада бывшего особняка К.Д.Ракова. Ул.Шмидта,15.Цветная фотография. 37,9х25,3. КП-32.

48. СергееваО.И. Каменный лев западного крыльца бывшего особняка К.Д.Ракова. Ул.Шмидта,15.Цветная фотография. 37,9х25,3. КП-33.

49. СергееваО.И. Башня и парапет особняка Э.Я.Данцера. Ул. Набережная 60 лет СССР, 29. Цветная фотография. 25,3х38,7. КП-34.

50. СергееваО.И. Бывший дом Шлее, частная гимназия госпожи Станишевской. Ул.Ленина, 17/2. Цветная фотография. 37,7х25,3. КП-35.

51. СергееваО.И. Петропавловская церковь. Цветная фотография. 37,7х25,2. КП-36.

52. СергееваО.И. Петропавловская церковь. Цветная фотография. 38х25,3. КП-37.

53. СергееваО.И. Интерьер Петропавловской церкови. Цветная фотография. 25,7х38. КП-38.

54. СергееваО.И.Базы колонн террасы южного фасада бывшего Странноприимного дома А.С.Таранова-Белозерова. Цветная фотография. 25,2х37,8. КП-39.

55. СергееваО.И. Западный фасад бывшего дома Чирахова («Губернская шашлычная»). Цветная фотография. 25,2х38. КП-40.

56. Кочербитова Г.В.. Здание семинарской церкви во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста Цветная фотография. 25,2х38. КП-41.

57.  Кочербитова Г.В.Железнодорожный вокзал. Цветная фотография. 25,2х38. КП-42.

58.  СергееваО.И. Место расположения русских войск под командованием А.В.Суворова. Цветная фотография. 25,2х38. КП-43.

59. Кочербитова Г.В..Бывший дом Крыжановского Д.А., в котором в 1918 году состоялась областная конференция РКП(б). Цветная фотография. 38х25. КП-44.

60. Кочербитова Г.В.Северо-западный флигель усадьбы П.С.Палласа.Цветная фотография. 25,4х38. КП-45.

61.СергееваО.И. Флигель комплекса загородного дома М.С.Воронцова. Территория парка «Салгирка». Цветная фотография. 25,2х38. КП-46.

62. СергееваО.И. Пинакли флигеля загородного дома М.С.Воронцова. Территория парка «Салгирка». Цветная фотография. 25,3х38. КП-46-а.

63. СергееваО.И. Главный корпус  загородного дома М.С.Воронцова. Территория парка «Салгирка». Цветная фотография. 25,3х38. КП-47.

64. Портрет В.Ф.Клименкова, машиниста Симферопольского локомотивного депо. Цветная фотография. 61,4х45,5. КП-54.

65.Фесенко Р.В. Зимний вид в парке. 30,2х20,1. КП-1049.

66. Фесенко Р.В. Кенасса на улице Караимской. 20,2х30,2. КП-1050.

67. Фесенко Р.В.Вид на старый город. 20,2х30,2. КП-1051.

68. Фесенко Р.В.Переулок в старом городе. 30,1х20,1. КП-1052.

 

 

 

 

Александр Анатольевич

ПРУСАКОВ

 

 

Художник-график, анималист, иллюстратор.

Лауреат премии Совета министров Автономной республики Крым (1999).

Родился в 1960 г. в Симферополе.

 

Окончил факультет естественных наук Симферопольского го­сударственного универси­тета (1982).

Брал частные уроки живописи, рисунка и композиции у Л.В. Волончук, А.Т. Григорьева, А.В. Иванченко, В.П. Шкоды.

Книжной и анималистической графикой занимается с 1979 года.

Работы для полиграфии выполняет с 1981 года.

 

Участник двадцати семи выставок, в том числе шести персональных, Симферополь;

автор-составитель книги «Крым: Книга рекордов» (Симферополь, 1999);

художник-иллюстратор, художественный редактор свыше 120 книг;

автор иллюстраций в журнале «Советский Красный Крест» (Москва, 1990–1991); иллюстраций и карикатур в газетах «Крымская правда» (1981–1982), «Таврические ведомости» (1992–1994), «Крымские известия» (1996) и «СКИФ» (1998);

художник-илллюстратор, автор или соавтор ряда статей по зоологии.

 

Работы А. Прусакова находятся в собрании Симферопольского художественного музея, Музея истории Симферополя, в частных собраниях в Крыму, в России (г. Владивосток), в Германии (г. Хайдельберг).

Живет и работает в Симферополе.

 

Контактные телефоны:

8 (050) 564-28-58

(0652) 66-31-18