Первая остановка в Польше после пересечения украинской границы
10-21 октября группа директоров крымских музеев отправилась в путешествие по маршруту Нюрнберг-Лион-Париж-Дрезден. Цель путешествия – знакомство с опытом работы европейских музеев. Хотелось узнать что-то новое и применимое в наших условиях, увидеть шедевры мирового искусства, археологические коллекции, артефакты, рассказывающие о материальной культуре Европы, ее политической и экономической истории. Четыре города, которые мы посетили представляют собой музеи под открытым небом, они насыщены тщательно сохраняемыми памятниками истории и культуры разного времени – от античности до наших дней. Отношение к памятникам заметно уже на дорогах. Здесь нет рекламы напитков, магазинов, наряду с дорожными указателями постоянно встречаются щиты коричневого цвета, на которых помещена информация о расположенных неподалеку замках, археологических местах и и.д. Несомненно, в европейских городах сохранились уникальные памятники, в музеях – богатейшие коллекции, но наше наследие не менее значительно, нужно только изучать его и преподносить соответствующим образом. Теперь более подробно по городам. Нюрнберг – достаточно мрачный город с дурной славой, мы помним о Нюрнбергком процессе, о многотысячных парадах нацистов, проходивших здесь.
Нюрнберг, рыночная площадь
Город понес суровое наказание – союзники разбомбили его почти полностью. Но немцы восстановили старинные дома. Сразу видно, что они новые, не источенные временем как в Лионе. Бродить по городу приятно, но сложно – средневековая система улиц сохранена полностью, а она ориентируется на крепость –Кайзербург. В понедельник были закрыты все музеи кроме музея крепости, который мы с удовольствием осмотрели. Экспозиция несколько однообразная, давно не обновлялась, представляет несомненно большой интерес для реконструкторов и военных историков.
Лион, замечательный город на юго-востоке Франции, расположен при слиянии двух полноводных, стремительно текущих рек – Соны и Роны. Рельеф местности – высокие холмы, речные долины делают его очень живописным.
Лион, амфитеатр римского времени
Согласно трактату , приписываемому , Момор и правитель Атепомар, повинуясь , основали на холме город, получивший имя Лугдунум (
Lugdunum), от которого произошло современное название города Лион. Древний Лион превращается в столицу Лугдунской Галлии и сердцем императорской власти всех галльских провинций. Самая древняя часть города – холм Фурвьер. Здесь производятся раскопки, раскопан полностью амфитеатр, где сражались гладиаторы. Мы побывали в музее галло-римской культуры. Музей новый, экспозиция богатая интересная, как для специалистов, так и для любителей истории. История города первопечатников и ткачей в средние века и в новое время очень подробно показана в экспозиции музея истории Лиона (Музей Гадань по имени семьи, которой принадлежал дом). В этом же здании – музей марионеток, очень красивый. Лионцы считают, что их город – родина театра марионеток. Со средневековым городом и городом 16-17 вв. мы познакомились во время пешей экскурсии. Кривые улочки соединялись через дворы трабулами – узкими коридорами. Бойцы сопротивления в годы Второй мировой войны исчезали в этих лабиринтах, прячась от преследующих их фашистов. Старый город сохранили, привели в приличное состояние – там живут люди, много ресторанчиков, магазинов, частных музеев. Мы зашли в один – Музей миниатюр. Дан Олман показал нам свои удивительные изделия. Художник сотрудничает с киностудиями, готовит для них миниатюрные декорации, изображения монстров. Понравился Музей изобразительных искусств – он расположен в здании бывшего монастыря, внутренний двор с садом очень уютный.
Вид на Эйфелнву башню из пригорода Парижа
Париж поначалу разочаровывает, испытываешь настоящий шок неузнавания. Он не совпадает ни с тем, что ты читал о нем в книгах, ни с изображениями на картинах, в кино. Это просто город, серый, дождливый, грязноватый. С высоты Эйфелевой башни видишь его тело, безжалостно препарированное архитекторами, разрезанное улицами, проспектами, площадями. Все такое геометрическое, классически ясное, величественное. И не серый он, а жемчужный, перламутровый! Примиренный, спускаешься к нему и начинаешь искать с ним компромиссы, уголки, которые освоил, где тебе улыбнулись. Ну и что, что это был негр, который вручил тебе сандвич с жесткой булкой. Ободранная скамейка на Елисейских полях, на которой ты поедал этот сандвич (именно ее тебе услужливо подсунуло провидение) - та часть реального Парижа, которая сохранится в твоей памяти наряду с Лувром, Сеной, Нотр-Дам де Пари, музеем Дорсе, домом Инвалидов и другими символами. Париж не подавляет, не угнетает, он широко раскинулся, мне напомнил Москву своей привольностью, размахом, бескрайностью. Полтора дня Парижа, как это мало! Но что поделаешь, и на том спасибо! По крайней мере убедились, что все на своих местах, современный мир незыблем пока в своей системе координат – вокруг Джоконды, Ники Самофракийской и Венеры Милосской толпятся тысячи посетителей Лувра, Триумфальная арка , Луксорский обелиск стоят на своих местах. Мы не доживем до тех времен, когда все будут пинать ногами эти куски холста и куски камня и, слава богу. Итак, Париж!
Дрезден – самый близкий город, по расстоянию (всего 2000 км от Симферополя) и по духу.
Дрезден, старый город
Чувствуется зона советской оккупации, особенно на окраинах и в людях. Эльба не произвела впечатления, вдоль набережной почему-то не гуляют, только ездят велосипедисты. В Дрезденской галерее все первые надписи на русском, затем на немецком, потом на всех остальных языках. Дрезденская галерея расположена во дворце саксонских курфюстов, именуемом «Цвингер». Здесь экспонируется Сикстинская мадонна Рафаэля и сотни других прекрасных картин. Мне понравился музей фарфора. Там среди фигурок, изображающих представителей разных народов нашла я крымского татарина. Таким его изобразили мастера Мейсена в середине 18 в. Показывают экскурсоводы на одно из зданий дворца, в котором жила фаворитка курфюста, а сейчас отель, в котором останавливается Путин. Понравилась Фрауэнкирха (женская)круглая церковь из песчаника, она была построена архитектором Георгом Баром за 6000 дней между 1726 и 1743 годами. В 1945 для того, чтобы ее разрушить, понадобилась всего одна ночь. После воссоединения Германии было принято решение вернуть Дрездену его старинный силуэт, который, не в последнюю очередь, определялся очертаниями Фрауэнкирхе. В 1994 году началась реконструкция, а в конце октября 2005 году состоялось торжественное открытие церкви. Там где камни черные – это старые, все остальное новое. Рядом с восстановленным зданием сохранили часть стены разрушенной кирхи. В старом городе много памятников, которые можно осмотреть за 2-3 часа – все рядом! Интересна стена курфюстов она выполнена из майоликовых плиток, изображены все правители Саксонии. Оперный театр находится рядом с дворцом. После разрушения во время Второй мировой войны оперный театр с 1977 по 1985 год был снова воссоздан в соответствии с оригиналом и снова приобрел свои декорации и орнаментику. Утонченная архитектура и особая акустика делают дрезденский «оперный театр Земпера» одной из вершин театральной архитектуры 19 века. Благодаря выдающейся музыкальной традиции и высокому мастерству ансамбля Саксонской государственной оперы он снова относится к числу самых известных оперных театров мира. Много на улицах уличных музыкантов, в основном русских.
Мое впечатление от знакомства с экспозициями тех музеев, которые мы успели посетить таково: преобладает классический, традиционный подход к показу предмета. Музейный предмет ставится во главу угла, обилие артефактов дают возможность посетителю выбрать то,что ему интересно. Большинство смотрит на шедевры, поскольку знают только о них, специалисты и любители истории ищут что-то по своей теме. То есть присутствует и историзм и тематическое разнообразие в построении экспозиции и многоуровневая структура экспозиции. Нужно сказать, правда, что в Лувре, намечено множество тем из истории мирового искусства, но представлены они очень скупо. Например, античные расписные вазы – 30 сосудов, в то время как коллекция музея огромна. Для более детального знакомства – издания музея, может быть выставки. Близкий нашему музею по профилю музей истории Лиона поражает богатством и разнообразием представленных музейных предметов, расположенных в строгой хронологической последовательности, с картой и схемой города, его изображениями в соответствующий период. То есть подход классический, никаких экспериментов, никакой стилизации - всюду подлинные аутентичные предметы. И это подкупает – чувствуешь достоверность, видишь усилия многих поколений коллекционеров по сохранению предметов, рассказывающих об истории города. Технические приемы всюду присутствуют общераспространенные – мультимедийные средства - демонстрируются фрагменты фильмов – например о гладиаторах в музее галло-римской истории на фоне экспозиции на эту тему. В музее Дорсе в экспозиции выставки «Импрессионизм и мода» наряду с классическими методами подачи экспозиции и оригинальных дизайнерских приемов, например зеркала, в котором отражается портрет дамы конца 19 в и посетительницы из 21 века, применяется и фоновое звуковое сопровождение – щебет птиц в зале где демонстрируются картины прогулок, пикников, звуки вальса в зале где представлены балы, приемы. Во всех музея все предметы и витрины имеют значок аудиогида – наушники и это хорошо, поскольку этикетки – все на французском во Франции или на немецком в Германии.Для тех, кто предпочитает текст в залах помещены в специальных ящичках заламинированные листы формата А-3 с информацией о зале и его экспонатах на разных языках. Снова популярны разнообразные макеты, действующие модели, они все-таки вещественные, настоящие, в отличие от эфемерных электронных реконструкций. Витрины, конечно в большинстве своем нам недоступны, особенно для уникальных предметов, но в общем есть и традиционные решения, полезные и интересные. У нас неплохая нумизматическая коллекция и я с интересом увидела в Музее изобразительных искусств Лиона простые и удачные горизонтальные витрины для медалей и монет. Заметила я интересные детали в оформлении витрин – номерки-кубики из прозрачного пластика, лупы, которые прилагаются к витрине с мелкими предметами. Конечно, всюду есть приспособления для подъема инвалидов-колясочников, предусмотрены специально оборудованные туалетные кабины. Для женщин с детьми в туалетах – специальные столики. Я не говорю уже о кафе и ресторанах, магазинах по продаже сувениров.