Идея о создании в г. Симферополе общественного сада витала со времен основания города. Конкретное ее воплощение относится к 1820 г. В «Путевых записках по многим российским губерниям» известного мемуариста и писателя Гавриила Геракова читаем: «смотрел как Баранов (А.Н., таврический гражданский губернатор) почти перед домом губернаторским (угол современных Ленина и Пролетарской) разводил сад для города…»
До присоединения Крыма к России на месте сада существовало старое акмечетское кладбище. До настоящего времени от него сохранилась лишь могила святого Салгир-Бабы по улице Воровского, 7.
Внешний вид сада менялся неоднократно. В 1836 году путешественник и автор книги о Крыме Н.С. Всеволожский описывал его так: «Парк прекрасно разбит в английском вкусе и уже разросся, так что может доставить гуляющим приятную тень. Здесь я нашел несколько деревьев индийского каштана, аршин пять вышиной и в полном цвете, множество итальянских тополей, душистой акации, вавилонские ивы и другие древесные и кустарниковые растения теплых климатов». В отчете за 1849 год читаем: «…для народных гуляний разведен городской сад внутри города, называемый бульваром, для украшения онаго сделаны решетки и красивые ворота, расчищены дорожки, этот сад содержан весьма хорошо».
В годы Крымской войны сад, как и многие другие места в городе, превратился в свалку, однако скоро был вновь приведен в порядок.
Окончательно сад оформился к концу XIX в.: его территория делилась на 2 части: общественный или казенный (государственный) сад и так называемый бульвар. Бульваром служила выгороженная часть сада с аллеей, прилегающей к улице, носившей название Бульварной (современная ул. Ленина). Вход на бульвар был платным: от 5 до 20 копеек.
Вначале сад посещали редко. Привлекали горожан возможность пофланировать по аллее и испить воды из фонтана на берегу Салгира. Фонтан сохранившийся до настоящего времени, был известен под разными названиями: Ай-Неро, Азиз-Сув, Савопуло. У него совершали омовения греки и мусульмане, считая его воду святой. А среди горожан в XIX веке ходили легенды о целебной воде фонтана, якобы вернувшей зрение слепому греку – евпаторийскому купцу Апостолу Савопуло. Веря легенде, горожане по утрам тянулись к фонтану, чтобы испить «святой» воды, которая избавит их от болезней желудка, или промыть больные глаза.
Постепенно территория сада стала благоустраиваться: производилась перепланировка его территории, высаживались зеленые насаждения, устраивались клумбы. В 1860-х гг. здесь соорудили площадку для солнечных часов. В конце 1880-х гг. построили новую ротонду со стороны Салгира.
Княжна Е.С. Горчакова, побывавшая здесь в 1880 г. писала: «Сад расположен амфитеатром на берегу Салгира и очень густо засажен; зелень замечательно свежа и много нашлось деревьев и кустов мне совершенно незнакомых. В верхней части сада устроена площадка, где танцуют; она обсажена кругом белыми акациями, уксусными и другими деревьями, на ней довольно часто стоят столбы с фонарями, и в одной стороне павильон для музыки».
Особенно активно благоустраивалась территория сада в связи с двумя значительными событиями: сдачей в аренду части сада содержателю С.Н.Новикову и закладкой и открытием в 1890 г. памятника Екатерине II.
В связи с предстоящим открытием памятника Екатерине II была произведена перепланировка главной аллеи с уширением ее в сторону Салгира так, чтобы памятник императрице оказался в ее центре. У предполагаемого места сооружения памятника разбили площадку. Установили фонари, выписали из бахчисарайского и бердянского лесничеств молодые хвойные и лиственные деревья. Впоследствии дополнительную рассаду выписали из Одессы. Территорию вокруг памятника оградили металлической решеткой. На площади установили павильон, в котором летом играл духовой оркестр.
Большое участие в благоустройстве сада приняли некий В.Д. Кушковский (автор проекта благоустройства), городской садовник Говорко и член управы И. И. Бреннер, а также С.Н. Новиков, архитектурно оформивший вход в сад, построивший здание буфета и летнего театра. Открытие в саду памятника Екатерине II сложно переоценить: он стал одним из главных украшений города, что отмечали практически все, побывавшие в нем путешественники. Благодаря ему изменилось название одной из центральных улиц города, ставшей из Полицейской Екатерининской (современная ул. К. Маркса). Значительным событием стало также открытие в саду летнего театра. К этому времени стационарное здание Дворянского театра (располагалось по современной ул. Героев Аджимушкая, 2) пришло в негодность и стало использоваться как народный театр. Поэтому все гастролировавшие в городе труппы и отдельные исполнители летом выступали именно в здании садового театра. Здесь демонстрировались живые движущиеся фотографии американских электробиографов Люмьера, Пати, Эдисона, давали спектакли артисты императорских санкт-петербургских театров (в т.ч. с участием известных артистов В.Н. Давыдова, П.Д. Ленского и других), немецкой драматической опереточной труппы. Давал представления знаменитый в те времена итальянский артист-трансформатор Валентино Эрнани и пр.
Позднее в саду открыли эстраду, ресторан, тир «Охота и спорт»; устроили «гигантские шаги», площадки для игры в крокет и кегли. Вся садовая территория освещалась электрическими фонарями. Для привлечения публики здесь ежегодно 1 мая организовывались гуляния, во время которых городской голова подносил букет первой посетительнице сада. Постепенно сад становился действительно общественным. Революционные события 1-й четверти века круто изменили жизнь горожан, не остался в стороне от них и городской сад. В октябре 1905 г. здесь произошли беспорядки, приведшие к гибели более 40 человек. Об этом напоминает текст мемориальной доски на входных воротах парка.
В 1918 – 1920 гг. в результате политических баталий сначала повреждена, затем снята, восстановлена вновь и утрачена окончательно гордость Симферополя и его сада – памятник Екатерине II.
В 1921 г. на его постаменте появилось новое скульптурное сооружение – земной шар, обвитый цепью и фигура рабочего с молотом в руках, пытающегося сбить ее. Называлась эта композиция «Освобождение Крыма как этап борьбы за торжество мирового пролетариата» или «Памятник освобожденному труду» (назывался также «Памятником Свободы»). Несмотря на неприятие его художественной общественностью и постоянные нарекания на качество работы простоял он до 1940 г. Затем его заменили монументальным бронзовым памятником В.И.Ленину работы М.Г. Манизера. В годы Великой Отечественной войны фашисты вывезли его на металлолом. А в послевоенный период на тот же постамент установили другую скульптуру вождя, ранее стоявшую в начале ул. Пушкинской. Но вернемся к событиям первых лет Советской власти.
В 1922 г. в саду состоялся митинг горожан с участием председателей ВЦИК и ВУЦИК М.И. Калинина и Г. И. Петровского. Он был вызван сложными событиями в Крыму – массовым голодом и экономической разрухой. Этому посвящен памятный знак на территории современного парка. Постепенно жизнь стабилизировалась. Наступали мирные дни, диктовавшие свои задачи.
В 1926 г. местный хозяйственный отдел разработал проект благоустройства сада. Он предусматривал посадку новых саженцев, уничтожение ограды и слияние платной и бесплатной частей сада, перенос эстрады и пр.
В 1930 г. парк получил наименование сада «Интернационала», которое, по всей видимости, не прижилось.
Последующие изменения в планировке и внешнем виде сада связано со строительством на части его территории здания культурного назначения, ставшего известным горожанам как двухзальный кинотеатр «Симферополь». В проект строительства входило также благоустройство сада и прилегающей территории.
Сад, ставший городским парком культуры и отдыха, получил по-новому оформленный архитектурный вход, благоустроенную площадку перед ним. Здесь построили летний кинотеатр, зеленый театр на 1200 мест. Проводилимые в них, кроме показа фильмов, мероприятия: концерты музыкальных коллективов и отдельных исполнителей, смотры, встречи с известными артистами,- привлекали многих.
В 1968 г. после установки монументального памятника В.И. Ленину на площади его имени был снят памятник вождю, стоявший ранее в парке. На его месте перед Зеленым театром была устроена площадка с фонтаном и садовыми скамьями. На приведенной в порядок эстраде также постоянно происходили события, собиравшие людей. Рядом с кинотеатром был организован шахматный клуб. Со стороны Салгира – видовая и танцевальные площадки, постоянно наполненные молодежью. Здесь же установили аттракционы, прокатный пункт на байдарках, на реке соорудили фонтан. В парке кипела жизнь, которую в него вдохнули люди.
Пришли новые времена. Парк перестал служить для горожан местом проведения досуга, он снова превратился в арену политических баталий. А его внешний вид ярко свидетельствует об уровне развития культуры в городском обществе.
Высказать свое мнение :
< Предыдущая | Следующая > |
---|