Календарь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
week 13 1
week 14 2 3 4 5 6 7 8
week 15 9 10 11 12 13 14 15
week 16 16 17 18 19 20 21 22
week 17 23 24 25 26 27 28 29
week 18 30

Погода в Симферополе

An error occured during parsing XML data. Please try again.

Вход в музей



К.Ю.Кравчук, научный сотрудник Музея истории города Симферополя

IMG_2601

Выставка «Наследники Сварога» демонстрировалась в Музее истории города симферополя  с 25 декабря 2009 г. по 25 января 2010 г. Она  была создана совместно с Крымским отделением Союза мастеров кузнечного искусства Украины. Активное участие принимали кузнецы: Криворученко О. Н., Криворученко Д., Криворученко А., Давишний  А. Г., Левин Д., Дайнега А., Киркоров М.,  Минаев Р.,  Ромашенко В.,  Серединский  С. На выставке представлены работы заслуженного работника культуры АРК Грищенко Н. Ф., выполненные в технике пэчворк (с англ. лоскутное шитье) - народного декоративно-прикладного искусства.

Экспозиционеры выставки: Глазунова С. А., главный хранитель фондов МИГС, Гаврилюк Н. А., реставратор МИГС.

Цель выставки: познакомить жителей и гостей Симферополя с историей древнего кузнечного ремесла, а также с мастерством крымских кузнецов.

На выставке «Наследники Сварога» представлены работы крымских мастеров кузнечного искусства:

Криворученко Олега Николаевича – председателя Крымского отделения Союза мастеров кузнечного искусства Украины, кузнеца более чем с 30-тилетним опытом работы, его сыновей, потомственных кузнецов, членов  Крымского отделения Союза мастеров кузнечного искусства Украины – Криворученко Дмитрия и Алексея, а также, мастеров художественной ковки - Давишнего А. Г., Левина Д., Дайнеги А., Киркорова М.,  Минаева Р.,  Ромашенко В.,    Серединского С.

Кузнечное дело — это одно из старинных ремесел. Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Издавна Кузнецы уважались и чтились в народе. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.

Главный материал для работы кузнеца — металлы: железо, чугун, сталь, а также бронза, медь, свинец, благородные металлы. Кузнец может плавить металл, заливать его в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить и т. д. Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов: инструменты, оружие, строительные элементы, украшения и т. д.

    Все мы знаем, что огонь всегда являлся важнейшим источником жизни человека на Земле. С помощью огня человек может согреться зимой, или холодной ночью. Обогрев жилища, какое бы оно не было пещера, чум или дом с печкой, всегда выполнялся с помощью огня. Огонь – средство приготовление пищи. Кроме всего прочего огонь может использоваться как источник освещения и защита от хищников. Огонь – сигнализатор. 

Перед вами работы современных кузнецов: Каминная решетка и Каминный набор. IMG_2598

Первые примитивные очаги-кострища (прообразы каминов) обнаружены археологами в пещерах, где жили наши далекие предки. Значит, человек, прежде всего, научился пользоваться огнем, а потом уже добился всего остального. С древности в примитивном жилище очаг устраивался в центре помещения, служивший не только для отопления жилища, но и для приготовления пищи, а продукты сгорания выходили наружу через отверстие в потолке и кровле.

Можно сказать, вся человеческая история началась с очага-камина. Ведь кузнечная печь, как и печь для обжига керамики – тоже очаг, усовершенствованный, но при этом остающийся очагом по сути.

В сказках и легендах камины часто играют не последнюю роль.Вспомним папу Карло, в его каморке очаг был намалеван на куске старого холста. Если у Карабаса Барабаса в камине на вертеле жарилась целая баранья нога, то папа Карло и Буратино довольствовались лишь рисунком кипящего котелка, подвешенного над огнем.Популярности каминов в наше время способствует стремление избавиться от удручающего однообразия наших квартир, желание сделать интерьер своего жилища всё более привлекательным и оригинальным. Но очевидно всё же решающую роль в этом вопросе играет притягательная сила огня. Поэтому именно у камина отводится зона отдыха, повышающая комфорт и уют жилища.

Уже много веков камин является предметом интереса художников-оформителей. Много внимания стали уделять каминным аксессуарам, которые сами по себе уже являлись произведением искусства. Особое внимание уделялось кованым колосниковым решёткам и решётчатым углесборникам, применялось и художественное литьё.ogonIMG2601

Интересное изображение камина мы видим на пэчворке  Мерцающий огонь камина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед вами также кузнечные работы Шампур «Шпага», Сердце, Рыба.

IMG_2604Кроме этого на выставке представлены и такие работы:

Мышь. (2 экз.)

Ящерица

Штопор (2 экз.)

Браслет

Муравей

Нож на подставке

Ускорение

                                                                                                                 Восьмисвечник (2 экз.)


Доспех «Феодорит». Свое начало берет от византийского доспеха. Использовался и на Руси. Это - образец кольчато-пластинчатого доспеха.IMG_2601

Меч «Эспадон»

Булава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В средние века лоскутное шитье было очень распространенным явлением, берущим свое начало еще с древних времен.  Хозяйки куски ткани никогда не выбрасывали, а очень умело использовали в хозяйстве. Для средневековых рыцарей  из лоскутков ткани  шились знамена, палатки и теплая одежда, т. к. военные походы были длительными и сложными. И если раньше лоскутное шитье имело утилитарное назначение, то сегодня оно носит характер декоративно-прикладного искусства (указать на пэчворки Холодно, Лукоморье, Игра скрасным.


                                       IMG_2602

 

   IMG_2607
Столик журнальный "Драконыч"

 

Еще одна профессия кузнецов - оружейники. На протяжении многих веков они ковали и самое разнообразное вооружение и доспехи. IMG_2608

«Куливрина»

Топор

Нож (2 экз.)

Булава (бук)

Камча

Меч «Каролинг» (дамаск)

Кавказский кинжал (дамаск)

«Халэш»

 

 

Восточный доспех»

Монголо-татарский доспех в целом восходит к древней традиции оборонительного вооружения Центральной и Восточной Азии.

. Он имеет  рукава и длинные полы, прикрывающие бёдра, наручи и поножи. Ламинарный панцирь из твердых материалов назван «худесуту хуяг» («хедусуту» - «продернутый ремнями», от «худесу» - «ремень»; монгольского глагола «хуягу» - привязать, связать, сплести; по тюркски – «куяк») - прошитый ремнями панцирь, скроенный в форме халата, со сплошным осевым разрезом спереди и от крестца до подола сзади, с привешенными наплечниками и защитой таза и бедер.IMG_2612

Особенно были распространены у монголо-татарских воинов панцири из мягких материалов – войлока, кожи, ткани, из многих слоев материала, простеганных и проложенных металлом. По-монгольски они назывались «хатангу дегель» – крепкий, твердый (как сталь) халат, кафтан.

Панцирь имел, помимо обычной пары металлических дисков в середине верхней части груди и спины, усиления в виде выпуклых металлических наплечников.

Получают распространение наплечники в виде металлической выпуклой пластины прямоугольной или округлой формы.

Монголо-татарские шлемы поражают богатством и разнообразием форм. Подавляющее большинство шлемов имеет сфероконическую форму, издавна характерную для Востока.

Клепаные шлемы. Характерный признак монголо-татарских шлемов - прямоугольная или фигурная пластина, приклепанная надо лбом. Науши - система из двух, реже из трех стальных дисков, привязанных ремешками. Очень часто они прикрывали, кроме затылка, шеи и горла, так же нижнюю часть лица.

Любопытной деталью ирано-монгольских шлемов фигурные стальные пластины, прикрепленные спереди к нижнему краю шлема. Они являются, в сущности, теми же налобными пластинами с вырезами для глаз и наносником, какие встречаются у евразийских шлемов, но только смещенными вниз.

С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным.

 

IMG_2611
Подсвечник "Роза"

 

Несмотря на то, что современная промышленность потеснила кустарные ремесла, профессия кузнеца остается очень уважаемой. Вокруг нее до сих пор витает ореол мистики и загадки. А кованые изделия сегодня — это дорогие предметы роскоши.

Зачастую — это красивые, изящные произведения искусства.

Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия.  


                                     

IMG_2616
Композиция "Ангел"

 

Подсвешник «Линия жизни».

Роза.

«Черепаха».

«Царевна лягушка»

IMG_2620

Штопор (3 экз.).

Подсвечник «Ремень»

Подставка для карандашей.

«Рыбка».

«Улитка».

 

 


Высказать свое мнение :

Интересная статья? Расскажи о Симферополе друзьям: